Согласно проекту, конструкция огнемета завода №37 имела вид, показанный на рис. 1.
Рис. 1. Схема первого варианта порохового огнемета завода №37:
1 — казенная часть огнемета (автоматика); 2 — пороховой заряд и пороховая камера; 3 — форкамора; 4 — трубопровод; 5 — затвор с ударником и бойком; 6 — воздухопровод к баллону со сжатым воздухом; 7 — поршень; 8 — рабочий цилиндр; 9 — огнесмесь; 10 —
шаровой кран; 11 — трубопровод для заправки огнесмеси; 12 — трубопровод к брандспойту; 13 — брандспойт (Д=25 мм); 14 — успокоитель
3-лопастный; 15 — электрозажигалка.
Рис.2. Схема макета порохового огнемета для отработки зарядов:
1 — пороховой заряд; 2 — пороховая камора; 3— затвор навинтной; 4 — ударник с бойком и пружиной; 5 — трос для спуска ударника; 6 — решетка стальная; 7 — запоршневое пространство; 8 — поршень; 9 —рабочий цилиндр; 10 — огнесмесь; 11 — выхлопной патрубок; 12— брандспойт; 13 — успокоитель; 14 — электрозажигалка.
Рис.3. Схема порохового огнемета завода №37, утвержденная к постройке:
1 — казенная часть (автоматика); 2 — пружина с бойком и ударником; 3 — магазин для патрон; 4 — затворная рама; 5 — очередной патрон в магазине; 6 — пороховая камора с зарядом; 7 — дополнительная пороховая камора; 8 — поршень; 9 — огнесмесь; 10 — рабочий цилиндр; 11 — верхнее окно для заправки огнесмеси; 12 — трубопровод для огнесмеси; 13 — пружина обратного клапана;
14 —обратный клапан; 15—поршень крана; 16 — трубопровод выхлопной; 17—брандспойт, или короткая насадка; 18 — успокоитель 6-лопастный; 19 — сопло (26 мм); 20 — шток; 21 — продувка (трубка отводная); 22 — окно для открывания крана нижнее; 23 — поршневой кран; 24 — клапан продувки; 25 — электрозажигалка.
Однако испытания огнемета показали, что он имеет ряд существенных недостатков как в плане конструкции (неправильный принцип действия автоматики), так и с точки зрения изготовления (некачественная сварка). Макет вышел из строя при проведении третьего выстрела. Тогда для исследования порохового заряда был изготовлен макет огнемета разового действия (см. рис.2) с заправкой через брандспойт, в то время как группа Данилова принялась отрабатывать новую автоматику, используя принцип работы пулемета Дегтярева.
ТТТ порохового огнемета для отработки заряда:
Общий объем пороховой каморы (основной + дополнительной) |
1,8 л |
Расход огнесмеси при выстреле |
15 л |
Диаметр выходного отверстия |
25 мм |
К 3 августа 1940 г. были подобраны пороховые заряды из «холодных порохов» НФ с предельно простой технологией выделки заряда (длительностью не более 3 дней, в то время как технология выделки пироксилинового пороха составляла не менее 15 дней). Для помещения порохового заряда применялись штатные обрезанные по длине «патронные стаканы» (гильзы) от 37-мм, а позже от 45-мм танковой или противотанковой пушки. Первоначально конструкция гильзы патронника предполагала наличие в нем сетки из 25 отверстий диаметром 5,3 мм, чтобы предотвратить попадание несгоревших фрагментов заряда в запоршневое пространство, но при ведении автоматической стрельбы решетка сильно раскалялась и сама становилась источником воспламенения зарядов, и потому позднее решетка уже выполнялась вместе с гильзой.
Дальность метания вязкой и невязкой смесей составила на заводских испытаниях 120—140 м и 75—90 м соответственно. К 1 ноября 1940 г. была отработана конструкция схемы автоматики огнемета, а в период 10 ноября — 29 декабря состоялись заводские испытания изделия в целом в танке ХТ-133, а также предложен проект установки его в танки БТ. Однако распоряжением НКСМ от 19 ноября 1940 г., вышедшим в ответ на постановление КО №428-с, предписывалось установить огнемет указанного типа с дальностью огнеметания не менее 90 м также на танки Т-50 и Т-34.
Описание принципа действия огнемета и взаимодействие частей при выстреле