Судьба машин семейства БМД сложилась так, что по своему прямому назначению они использовались только на учениях. Правда, боевым десантированием (и то посадочным способом) можно считать доставку десанта на аэродром Кабула в декабре 1979 г. Будучи штатными в частях ВДВ, БМД работали как «обычные» БМП и БТР. В горах Афганистана БМД подтвердили свои хорошие ходовые качества, когда машины с десантом и грузом на броне брали сравнительно крутые подъемы, недоступные БМП-1 и -2. Однако опыт Афганистана показал, что выделение БМД для сопровождения автоколонн малоэффективно: легкое бронирование и невысокая противоминная стойкость не соответствуют подобным задачам. Малая масса машины давала некоторые преимущества в условиях применения мин с взрывателями нажимного действия, но делала ее весьма чувствительной к близким взрывам фугасов. К тому же, алюминиевые сплавы сильнее «боятся» пожаров, чем стальные (например, оказались «пожароопасными» алюминиевые опорные катки, которые заменяли на стальные). Пришлось десантникам пересаживаться на БМП. Итоги второй кампании в Чечне, опыт российских миротворцев в Абхазии подтвердили давно наметившуюся тенденцию к повышению огневой мощи и защищенности БМД. Солдаты уже не могут высадиться из боевой машины за 600 м от позиций противника и автоматным огнем подавить позиции его противотанковых средств.
Опыт применения подразделений мобильных войск в вооруженных конфликтах определяет необходимость их оснащения боевой техникой, обладающей максимально высокими тактико-техническими характеристиками. Этим требованиям в полной мере удовлетворяет разработанная Специальным конструкторским бюро ОАО «ВгТЗ» БМД-3, выпускаемая серийно с 1990 г. Она предназначена для ведения боевых действий во всех условиях применения десанта, как воздушного, так и морского. Именно под БМД нового поколения разрабатываются перспективные транспортные самолеты Ан-70, Ил-76МФ и Ил-106. Созданы и проходят испытания новые посадочные парашютные системы.