Основное достоинство подводной лодки — скрытность — определяет и ее существенный недостаток — слепоту... Напротив, авиаторы задолго до появления развеселого фильма о трагической эпохе прониклись девизом «Мне сверху видно все, ты так и знай!»
В годы Второй мировой войны «главные подводники» — немцы — широко использовали авиацию, в том числе довольно немногочисленные для люфтваффе четырехмоторники Фокке-Вульф-200 «Кондор» для поиска конвоев союзников и наведения на них «волчьих стай» лодок Деница.
Разработка морской системы разведки и целеуказания (МРСЦ) «Успех» началась по постановлению от 21 июля 1959 г., предусматривающему создание корабельной и авиационной аппаратуры для самолета на базе Ту-95Р. Головной организацией определили туполевское ОКБ, разработку радиоэлектронных средств поручили ОКБ-483. Согласно заданию, эсминец должен был обнаруживаться на удалении 250—300 км. Важнейшим отличием самолетов с системой «Успех» от ранее созданных воздушных разведчиков было то, что на борт корабля передавались не просто сообщения о типе цели, координатах, направлении движения и ее месте в ордере кораблей, а первичная информация — радиолокационная «картинка», формируемая основным бортовым радиолокатором и наблюдаемая операторами как на самолете, так и на стреляющем корабле. Дальность передачи информации должна была составить 350—400 км. Испытания системы «Успех» совместно с подводной лодкой пр. 651 предписывалось провести в 1961 г
В дальнейшем в качестве базовых летательных аппаратов наряду с Ту-95 использовались Ка-25. Работы по соответствующей версии Ту-16 (Ту-16РЦ) развития не получили.
В 1961—1962 гг. на заводе в Куйбышеве серийный бомбардировщик Ту-95М №510 доработали под систему «Успех». В бомбоотсеке установили радиоэлектронную аппаратуру. Створки бомболюка зашили, а под ними установили крупногабаритный обтекатель с антенной обзорной РЛС. Позади нее разместили обтекатель антенн аппаратуры радиотехнической разведки.
В носу самолета под кабиной штурмана в большом обтекателе установили антенну передачи информации на стреляющий корабль. Совместные испытания, начатые в сентябре 1962 г., пришлось прервать с середины 1963 г. по май 1964 г. Для обеспечения электромагнитной совместимости размещенного на самолете оборудования потребовалось внесение ряда доработок.
Испытания завершились в том же 1964 г. Система МРСЦ была принята на вооружение постановлением от 30 мая 1966 г. При полете на высоте 10—11 км дальность обнаружения составляла от 200 км по эсминцу пр. 56 и до 350—400 км по крейсеру пр. 68бис, канала трансляции — 350—400 км. Самолет Ту-95РЦ при взлетной массе 182 т имел дальность полета 13000 км, которая при одной дозаправке возрастала до 15900 км, и мог развивать скорость до 870—880 км/ч на высоте 11,5—12 км.
Серийное производство Ту-95РЦ на заводе в Куйбышеве началось еще в 1963 г. и продолжалось шесть лет, в течение которых было выпущено около 50 самолетов, отличавшихся от прототипа наличием дополнительных систем радиотехнической разведки.
Ту-95РЦ.