Сброс БМД-1.
Перегрузки, возникающие на грузе при приземлении, составляют по оси X (горизонтальной) от 6 до 15g, по оси Y (вертикальной) от 8 до 25g для снабженческих грузов и от 3 до 12 g по оси Х и 8— 15 g по оси Y для боевой машины десанта БМД-1. Время снятия швартовки груза после приземления платформы силами 2—3 человек около 3 мин.
Десантирование с предельно малых высот из военно-транспортного самолета Ил-76 и средства десантирования грузов рекомендованы для принятия на вооружение военно-транспортной авиации и воздушно-десантных войск.
2 августа 1990 г., в день празднования шестидесятилетия ВДВ, на аэродроме в Тушине десантирование с предельно малых высот было впервые продемонстрировано широкой публике. Самолет Ил-76МД СССР-76623 (серийный номер 4707) пилотировал экипаж Заслуженного летчика-испытателя СССР И.Р. Закирова. А 17 августа того же года этот способ десантирования вновь был продемонстрирован на учениях Одесского военного округа, Черноморского флота и воздушно-десантных войск. В этом полете десантирование выполнял экипаж Заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза С.Г. Близнюка8.
БМД-1 после приземления.
В октябре—ноябре 1991 г. экипажем 339-го военно-транспортного авиационного полка на самолете Ил-76МД СССР-78839 (серийный номер 7702) был выполнен перелет в Антарктиду, целью которого являлось снабжение станции «Восток» продовольствием. Во время этой экспедиции 7 ноября 1991 г. десантирование с предельно малой высоты впервые было применено в интересах народного хозяйства. Как известно, станция «Восток» находится на высоте 3488 м над уровнем моря. Доставить туда груз в тот период никаким другим видом транспорта оказалось невозможно, в том числе нельзя было десантировать груз на парашютах из-за большой высоты площадки приземления над уровнем моря. Поэтому приняли решение о десантировании грузов с предельно малой высоты.
![]() |
![]() |
С.Г. Близнюк. | Штурман Ю. Егоров, командир экипажа И. Закиров и второй пилот О. Сергиенко после десантирования БМД-1. |
Десантирование выполнил экипаж из упоминавшегося выше 339-го военно-транспортного авиационного полка под командованием полковника А.В. Андронова (ГК НИИ ВВС) и подполковника С.Н. Жбанкова (339-й втап). Руководил экспедицией П.И. Задиров (Центр Авиапарашютных работ «Полюс»).
К сожалению, в последнее время проводилось мало учебных полетов военно-транспортной авиации из-за сложного финансового положения в стране, но, как показали учения воздушно-десантных войск, проведенные в июне 2000 г. в районе Рязани, этот способ десантирования живет в войсках (его продемонстрировал экипаж: полковника А.Б. Полонского на самолете Ил-76МД RA-76708, серийный номер 5503).
В своем интервью корреспонденту журнала «Вестник авиации и космонавтики» о роли и месте военно-транспортной авиации в составе Военно-воздушных сил нашей страны Главнокомандующий ВВС генерал армии A.M. Корнуков на вопрос корреспондента об уровне подготовки экипажей ВТА ответил: «...Могу сказать только, что ни одной задачи, которая ставилась по выброске десанта, в том числе и в экстремальных условиях, не было сорвано. Точность обеспечивалась высокая.
Мы скоро увеличим количество экипажей, которые смогут десантировать технику с предельно малых высот. Пока это делают только специально подготовленные летчики-испытатели. Но, я думаю, у нас скоро будут экипажи, которые смогут выполнять десантирование с высоты 5—7 м. Мы уже готовим летчиков к выполнению этой задачи на базе Государственного летного испытательного центра».