По докладу борттехника по АДО о страгивании груза, командир производит упреждающую отдачу штурвала «от себя», компенсируя кабрирующий момент, возникающий при движении груза к обрезу рампы. Но он не должен при этом допускать резкого изменения положения самолета по тангажу. В момент отделения груза от самолета штурвал устанавливается в нейтральное или близкое к нему положение.
При десантировании одного или двух грузов требуется незначительное перемещение штурвала «от себя» и «на себя». А при десантировании трех или четырех грузов для выдерживания высоты при выходе третьего, четвертого грузов требуется более энергичное перемещение штурвала «от себя» и «на себя».
После окончания десантирования самолет переводится в набор высоты с одновременным увеличением режима работы двигателей. В процессе набора высоты убираются шасси, закрылки, предкрылки и закрывается грузовой люк.
Экипаж во время всего процесса десантирования должен действовать предельно слаженно, при этом командир пилотирует самолет и дает необходимые команды экипажу, помощник командира выдерживает необходимую скорость изменением режима работы двигателей, штурман отслеживает все этапы полета самолета по траектории и при выходе самолета в точку сброса по команде командира экипажа нажимает кнопку «сброс», бортинженер обязан контролировать снижение самолета по дополнительному указателю радиовысотомера и давать отсчет высоты на всех этапах снижения с высоты примерно 25 м и десантирования («25», «15», «10», «7», «5», ...м). Обязанностью борттехника по АДО является доклад экипажу о происходящем в грузовой кабине — вводе в действие ВПС, страгивании каждого груза и выходе каждого груза из грузовой кабины.
Сброс БМД-1 с трехкупольной парашютной системой ПГПВ-3-50. Самолет Ил-76 СССР-76500.
Только слаженные действия экипажа при исключительно точном выполнении команд командира экипажа приносят успех в этой технически сложной и эмоционально напряженной работе.
Анализ выполненных сбросов показал, что наибольшее возмущение самолета при сбросах одиночных грузов возникает при их расположении в исходном положении в передней части грузовой кабины. При десантировании двух грузов максимальные значения перегрузки и угла атаки возникает при выходе второго груза, а при десантировании трех, четырех грузов наибольшее возмущение самолета возникает при сбросе последнего груза. При этом максимальные перегрузки самолета в процессе десантирования составили 0,8—1,2g, изменение угла атаки в пределах Δ= 2°—2,5°, расход руля высоты составил до 10°—11°, а усилие на штурвале не превысили 35—45 кг.
Таким образом, выполнение десантирования грузов одиночно и серией из самолета Ил-76 с предельно малых высот обеспечивается без превышения допустимых значений углов атаки и перегрузки.
Какие же результаты были получены на земле?
Подготовка платформы П-219 к десантированию составляет 2—2,5 ч, и осуществляют ее 3—4 человека. Время погрузки одной снаряженной платформы в самолет составляет 15—18 мин и не превышает времени погрузки серийной парашютной платформы П-7.
Расстояние от приземления первого груза до места остановки последнего составляет 400—500 м для двух платформ, 500—630 м для трех и 900—1000 м для четырех платформ. При этом платформы проходят 30—70 м по поверхности земли в зависимости от состояния поверхности, скорости и высоты полета самолета при десантировании.
Испытательное десантирование БМД-1. Вид из грузового отсека Ил-76. Снято кинокамерой, установленной под рампой самолета.