А. Т. Корнилин
Фото предоставлены М. Павловым и А. Кощавцевым.
Первый вариант пусковой установки 2П16 и транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) комплекса «Луна» на полигоне Капустин Яр. ТЗМ была исключена из состава комплекса «Луна» по личному распоряжению Н.С.Хрущева.
В начале 1959 г., когда судьба проекта легкого плавающего танка с реактивным оружием* была решена (работы были прекращены в связи с неготовностью разработчика системы управления реактивным противотанковым снарядом), я оказался на какое-то время не у «дел».
Руководство тракторного завода (директор В.А. Семенов и начальник ОКБ СТЗ С.А. Федоров) поручили мне (тогда заместителю главного конструктора) возглавить конструкторско-экспериментальные работы по реактивному комплексу «Луна» (2П16) и командно-штабной машине (КШМ) БТР-50ПУ и внедрению этих изделий в серийное производство. КШМ была к тому времени принята на вооружение Советской Армии.
Намного сложнее получилось с работами (конструкторско-экспериментальными) по транспортной части комплекса «Луна». Уже прошли полигонные испытания образцов машин «Марс» и «Луна» (с 30 января по 28 февраля 1959 г.) на Ачинском артиллерийском полигоне Забайкальского военного округа в условиях естественных низких температур.
Результаты испытаний для транспортной части комплекса «Луна» (2П16), выполненной на базе танка ПТ-76, оказались более чем «плачевными». Разрушились главный и бортовые фрикционы, ведомые валы бортовых редукторов, балансиры подвески ходовой части, торсионные валы, опорные катки, зубья траков гусеницы, деформировались детали броневого корпуса и др.
Основной причиной этих дефектов явились грубые технические и конструкторские просчеты, а также ошибки конструкторов, ведущих эти разработки.
Во-первых, вес комплекса (транспортная часть, пусковое устройство, ракета, ЗИП) составляли 18 т против веса серийного танка ПТ-76 — 14 т.
Во-вторых, момент инерции массы машины относительно ходовой части резко возрос за счет высоко расположенных пусковой установки и ракеты при движении машины по местности.
В-третьих, не было выполнено установленное тактико-техническими требованиями ограничение максимальной скорости движения машины до 20 км/ч вместо 40 км/ч для танка ПТ-76.
Кроме того, сказались и жесткие условия испытаний: каменистый грунт, низкие температуры, пересеченный ландшафт местности.
Работы по пересмотру конструкции транспортной машины сильно осложнялись сжатыми сроками. В течение оставшихся восьми месяцев 1959 г. нужно было переработать почти всю конструкцию деталей и узлов трансмиссии и ходовой части, усилить элементы броневого корпуса, изготовить десять единиц комплекса, а первый образец представить на государственные испытания, по результатам которых решался вопрос с принятием комплекса на вооружение Советской Армии.
Был уже март 1959 г. — времени на проведение комплекса всех работ оставалось совсем мало. «Засучив рукава», забыв о времени и отдыхе (выходных днях), группа конструкторов (вернее, целый коллектив) начала поистине беспрецедентные опытно-конструкторские работы.
Хочется вспомнить об основных участниках выполнения этого задания.
По ходовой части всю тяжесть и ответственность несли начальник конструкторского бюро по ходовой части А.В. Шабалин, конструкторы В.И. Колмаков и Ю.И. Челядинова, которые с блеском провели поистине титаническую работу, о которой будет сказано ниже.
' Подробно о судьбе легкого плавающего танка с реактивным оружием, создававшегося на СТЗ, было рассказано в статье А. Т. Корнилина «Тема №5»