Схема броневой защиты корпуса облегченного танка Т-54. Май 1949 г.
Одновременно, в мае 1949 г., КБ завода №183 разработало вариант облегченного танка Т-54, который наряду с основным серийным образцом мог использоваться в качестве боевой машины специального назначения, имевшей повышенные характеристики проходимости, маневренности и скорости движения. Для снижения среднего давления на грунт на танке устанавливались уширенные гусеницы (580 мм).
Вариант облегченного танка Т-54 мог производиться на заводе №183 параллельно с основной машиной, поскольку в его конструкции использовались все основные узлы и агрегаты серийного танка, за исключением броневого корпуса и башни, которые имели пониженный уровень броневой защиты, но сохраняли геометрические формы серийного образца. Некоторым конструктивным изменениям в связи с уменьшением боевой массы танка подвергались отдельные узлы ходовой части и бортовые редукторы.
Корпус облегченного танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 15, 20, 60 и 80 мм. Башня, выполненная без переднего замана, имела толщину лобовой брони 180 мм (вместо 200 мм у серийного танка Т-54), бортов — 120 мм (вместо 160 мм), крыши — 20 мм (вместо 30 мм), кормовой части — 60 мм (вместо 65 мм).
Снижение уровня броневой защиты, а также использование в ходовой части облегченных опорных катков диаметром 790 мм (вместо 810 мм) со штампованными дисками и вварными ступицами, торсионных валов меньшего диаметра (48 мм вместо 52 мм), позволили уменьшить боевую массу танка до 31 т.
В результате выполненных мероприятий был создан высокоманевренный танк с мощной 100-мм танковой пушкой Д-10Т. Удельная мощность машины возросла с 10,4 до 12,4 кВт/т (14,2 до 16,8 л.с./т), а расчетная максимальная скорость — до 58,7 км/ч.
По мнению конструкторов завода №183, использование этого танка с повышенными характеристиками маневренности и проходимости позволило бы танковым соединениям решать боевые задачи, которые обычными серийными танками Т-54 выполнять было нецелесообразно.
В это же время для повышения боевых качеств танка Т-54 конструктором завода №183 П.П. Васильевым был предложен проект подвески машины с регулируемым клиренсом. Согласно проекту, высота танка, получившего наименование Т-84, могла изменяться с 1650 до 1200 мм. Применение регулируемой подвески обеспечивало танку минимальную площадь возможного поражения, позволяло максимально использовать рельеф местности для укрытия и маскировки, а также обеспечивало увеличение проходимости на поле боя. В системе изменения клиренса были использованы с частичными изменениями узлы и агрегаты гидравлической системы автомобильного самосвала ЯАЗ-205. Кроме гидравлической системы, для танка была разработана дублирующая пневматическая система подъема и опускания корпуса.
Однако дальнейшие работы по подвеске машины с регулируемым клиренсом (как и по облегченному варианту танка Т-54) были прекращены в связи с доработкой конструкции и возобновления серийного производства танка Т-54 в конце 1949 г.
Сравнительные габаритные размеры танков Т-34 и Т-84.
Первый танк Т-54 с новыми корпусом и башней вышел в сдаточный пробег 29 августа 1949 г. В результате выполненных мероприятий боевую массу танка удалось уменьшить на 1700 кг. Заводские испытания машины пробегом на 1000 км начались 30 августа. В сентябре того же года собрали еще два контрольных танка Т-54 обр. 1949 г., которые прошли межведомственные испытания.
В первой половине ноября 1949 г. состоялись испытания обстрелом новой башни танка Т-54. По результатам обстрела главный конструктор завода №183 А.А. Морозов и районный инженер Дмитрусенко доложили министру транспортного машиностроения И.И. Носенко и начальнику ГБТУ Б.Г. Вершинину: «... 12 ноября провели испытания новой башни обстрелом щелей бронемаски, амбразур прицела и пулемета, для защиты которых от проникновения свинцовых брызг были проведены следующие мероприятия:
1. На вертикальных щелях бронемаски были установлены внутренние щитки и наружные боковые планки.
2. Верхняя горизонтальная щель бронемаски была прикрыта защитной планкой, приваренной к бронемаске.
3. Нижняя горизонтальная щель бронемаски была прикрыта внутри общим щитком — уловителем, а снаружи на бронемаске установлен удлиненный нижний броневой воротник.
4. Амбразура под пулемет была прикрыта изнутри защитным щитком с отражателем, укрепленном на пулемете.
5. Амбразура под прицел была защищена внутренним коробчатым щитком, приваренным к башне и отражательным щитком, укрепленным на кронштейне прицела. Снаружи амбразуры прицела и пулемета были снабжены защитными окантовками.
Все указанные щели были раздельно испытаны обстрелом при различных углах возвышения пушки и при различных положениях башни короткими очередями из пулемета СГ с исправлением наводки. Всего во время испытаний по всем щелям было произведено 508 выстрелов.
Проведенные мероприятия по защите от свинцовых брызг испытания выдержали. Проникновение свинцовых брызг внутрь башни места не имело...»
В конце ноября 1949 г. решением правительства серийное производство новой (второй) модификации танка Т-54 на заводах промышленности было разрешено. До конца 1949 г. собрали 54 танка (завод №183 - 29, завод №75 -10 и завод №174 — 15 машин). Серийный выпуск танка Т-54 второй модификации продолжался до ноября 1951 г. Всего заводы промышленности изготовили 2523 танка Т-54 обр. 1949 г.
Броневая характеристика измененных листов корпуса
№ п/п |
Наименование листов |
Т-54 (серийная) |
Облегченный вариант |
Примечание |
||||||
Угол к вертикали |
Толщина в мм |
Скорость П.Т.П. м/сек |
Дистанция в метрах |
Угол к вертикали |
Толщина в мм |
Скорость П.Т.П. м/сек |
Дистанция в метрах |
|||
1 |
Носовой лист верхний |
60° |
120 |
1160 |
0 |
60° |
80 |
935 |
640 |
Для пушки калибра 88 мм /1000 м/сек |
2 |
Носовой лист нижний |
55° |
120 |
1060 |
0 |
55° |
80 |
815 |
2000 |
Для пушки калибра 88 мм /1000 м/сек |
3 |
Борт |
0° |
80 |
- |
- |
0° |
60 |
- |
- |
|
4 |
Кормовой лист верхний |
~ 60° |
45 |
— |
- |
~60° |
20 |
— |
— |
|
5 |
Кормовой лист нижний |
71°30' |
30 |
- |
— |
71°30 |
15 |
- |
- |
|
6 |
Лист крыши передний |
90° |
30 |
- |
— |
90° |
20 |
- |
— |
|
7 |
Лист крыши задний |
90° |
20 |
— |
- |
90° |
15 |
— |
— |