Компоновка танка Т-54А выпуска 1955 г.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (дежурное освещение — двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24—29 В. В качестве источников электроэнергии использовались, соединенные последовательно-параллельно, четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М общей емкостью 280 Ач и генератор Г-74 мощностью 3 кВт с реле-регулятором РРТ-31 (РРТ-31М).
С января 1957 г. на верхнем лобовом листе корпуса стали устанавливаться две фары: одна со СМУ, вторая с инфракрасным фильтром для ночного прибора ТВН-1 механика-водителя.
Для внешней связи в танке монтировалась танковая радиостанция Р-113. Она обеспечивала телефонную связь в симплексном режиме на 96 фиксированных частотах, с помощью 4-метровой штыревой антенны. Время перестройки с одной частоты на другую не превышало одной минуты. Дальность радиосвязи при движении танка в условиях среднепересеченной местности составляла 20 км (без подавителя шумов). Для внутренней связи между членами экипажа, а также для выхода на внешнюю связь командира и наводчика через радиостанцию в танке имелось танковое переговорное устройство Р-120.
МТО танка Т-54А. Вид сверху.
Серийное производство танка было организовано с 1955 по 1957 гг. на заводах: № 183 (с апреля 1955 г. по июнь 1957 г.), №75 (с июня 1955 г. по апрель 1957 г.) и №174 (с июня 1955 г. по IV кв. 1957 г.).
В процессе серийного производства конструкция танка постоянно совершенствовалась. Так, только за один 1956 г. в конструкцию танка внедрили 396 мероприятий по его улучшению. Всего заводами за время серийного производства было выпущено 4602 танка Т-54А.
В связи с организаций серийного производства танка Т-54А на вышеуказанных заводах выпуск танков Т-54 прекратился. Однако в 1955 г. заводом №183 был намечен ряд мероприятий по модернизации всех ранее выпущенных машин. Работы начались уже в 1956 г. Предусматривалось установка на танки выпуска 1949— 1955 гг. новых радиостанций Р-113 и ТПУ Р-120, а на Т-54 выпуска 1951 -1955 гг. - одноплоскостного стабилизатора основного оружия СТП-1 «Горизонт».
Производство танков Т-54А по лицензии было организовано в Польской Народной Республике с 1956 г., в Чехословацкой Социалистической Республике — с 1958 г. В 1956 г. техническая документация на танк Т-54А была передана КНР, в которой на танковом заводе в г. Баотоу с 1957 г. выпускался танк Т-59, являвшийся копией советского танка.
![]() |
![]() |
Общий вид ходовой части танка Т-54А. | Балансир первого опорного катка с гидроамортизатором танка Т-54А. |