Опытный танк Т-54М обр. 1954 г.
Танк Т-54М обр. 1954 г. был изготовлен заводом №183 в ноябре 1954 г. и предназначался для проверки эффективности введения конструктивных изменений в танк Т-54 и целесообразности их внедрения в серийное производство.
Т-54М отличался от серийного танка Т-54 обр. 1951 г. рядом изменений. Приведем основные из них.
В отделении управления у механика-водителя для вождения танка в ночных условиях устанавливался ночной прибор ТВН-1. В положении по-походному ТВН-1 монтировался на специальном кронштейне, который крепился перед люком механика-водителя над левой шахтой смотрового прибора.
Был увеличен боекомплект к пушке Д-10Т до 50 выстрелов (вместо 34) за счет введения дополнительных боеукладок в месте расположения средних топливных баков и на полу боевого отделения. Вместо 20 лотков стеллажной укладки устанавливались два бака-стеллажа на девять выстрелов каждый. (Баки-стеллажи (авторы И.А. Набутовский, В.А. Семененко и В.О. Дроботенко) впервые были внедрены на этой машине и в последующем устанавливались на всех опытных танках завода №183, а на серийных машинах стали применяться, начиная с танка Т-55. — Прим. авт.). 12-местная укладка располагалась на месте средних топливных баков у перегородки МТО. На полу боевого отделения размещались две укладки.
Уменьшена толщина кормовых листов корпуса и введены подбашенные планки и регулируемые входные и выходные жалюзи.
В башне танка устанавливался штыревой стопор, обеспечивавший стопорение башни в двух положениях — пушкой вперед или пушкой назад. В крышке люка командирской башенки был упразднен задний смотровой прибор.
На крыше башни на вращающемся основании люка заряжающего была смонтирована зенитно-пулеметная установка с 14,5-мм пулеметом КПВТ.
В силовой установке танка использовался дизель В-54-6 производства ЧТЗ мощностью 426 кВт (580 л.с.) вместо дизеля В-54 мощностью 382 кВт (520 л.с.). В топливной системе двигателя баки были объединены в три группы. Объем забронированного топлива возрос с 532 до 695 л. Запас хода танка по грунтовой дороге увеличился до 340 км.
В трансмиссии устанавливался усиленный главный фрикцион, а в бортовых редукторах применили шестерни с уширенными зубьями.
В ходовой части увеличили динамический ход опорных катков на 22 мм, установили облегченные катки со штампованными дисками и зауженными бандажами (по типу применяемых в танке Т-34-85), новые ведущие колеса со съемными венцами из стали 32Х06Н с закалкой ТВЧ и направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц измененной конструкции.
Кроме того, на машине была введена новая раскладка ЗИП.
По результатам испытаний все введенные изменения были рекомендованы для внедрения в серийное производство.
В ходе проведения ОКР по дальнейшей модернизации танка Т-54 заводом №183 в сентябре 1957 г. были изготовлены два очередных опытных танка Т-54М.
Танк Т-54М обр. 1957 г. отличался от серийного танка Т-54 внедрением ряда конструктивных изменений.
Увеличен боекомплект к пушке Д-10Т до 43 выстрелов (вместо 34), из которых 18 выстрелов размещались в двух баках-стеллажах.
Уменьшена толщина броневых листов: крыши над МТО - до 15 мм (вместо 20 мм), среднего листа днища — до 16 мм (вместо 20 мм), верхнего кормового листа - до 30 мм (вместо 45 мм), нижнего кормового листа - до 20 мм (вместо 30 мм).
На башне танка, над рабочим местом заряжающего установлена ЗПУ с 14,5-мм пулеметом КПВТ.
Вместо дымовых шашек БДШ-5 применена термодымовая аппаратура (ТДА).
Вместо дизеля В-54 установлен дизель А-137Б-6 мощностью 426 кВт(580 л.с.).
Увеличена общая заправочная емкость топливных баков до 965 л (вместо 733 л). Объем забронированного топлива возрос с 532 до 680 л и изменена топливная система.
В трансмиссии танка использованы двухрядные комбинированные бортовые редукторы.
В ходовой части увеличен динамический ход опорных катков до 165 мм вместо 142 мм.
Установлены опорные катки с клееным креплением резиновых бандажей к дискам.
У механика-водителя установлен гирополукомпас ГПК-48.
По результатам испытаний все введенные конструктивные изменения были рекомендованы для внедрения в серийное производство. Часть мероприятий реализовали при организации серийного производства танка Т-54Б.
Танк «Объект 141» был разработан в КБ завода №183 в 1952-1954 гг. на базе Т-54. Опытный образец машины, изготовленный в 1954 г., в конце того же года прошел заводские испытания.
Опытная машина отличалась от серийного Т-54 только установкой 100-мм танковой пушки Д-54Т, нарезкой шкал в телескопическом прицеле ТШ-22А и креплениями выстрелов в боеукладке. В боекомплект к пушке входили 34 выстрела. В 1955 г. на танке был установлен стабилизатор оружия «Радуга» в вертикальной плоскости. Масса танка возросла до 36,6 т. Запас хода танка по шоссе достигал 360 км.
В процессе заводских испытаний танка обнаружились неполадки в оборудовании стабилизатора. Дальнейшие работы по стабилизатору «Радуга» были прекращены.
В 1958 г. танк «Объект 141» использовался на НИИБТ полигоне для испытаний по проверке предложений командования Белорусского военного округа и руководства завода №183, предусматривавших увеличение запаса хода танка за счет установки дополнительных емкостей для топлива.
Весной 1959 г. танк «Объект 141» использовался в качестве макетного образца для отработки установки в башне 115-мм гладкоствольной танковой пушки, разрабатывавшейся для истребителя танков «Объект 166». На танке смонтировали баллистическая установка опытной 115-мм пушки У-5Б с телескопическим прицелом типа ТШ.