Предыдущая Оглавление Следующая

T54203.jpg

Танк Т-54Б с тралом КМТ-5М.

После проведения испытаний КМТ-4 и КМТ-5 были приняты на вооружение Советской Армии приказом министра обороны №0235 от 12 сентября 1962 г.

Трал КМТ-4 — колейный, ножевой. Проделывание колейных проходов в противотанковых минных полях осуществлялось выглублением мин ножевыми секциями трала с последующим их удалением в стороны от прохода. Общая масса комплекта трала составляла 1,1 т, ширина колеи траления ножевой секции — 600 мм, скорость траления — до 12 км/ч. Навеска трала КМТ-4 производилась силами экипажа в течение 15 мин при помощи специальной лебедки, входившей в комплект трала.

Укомплектование тралами КМТ-4 осуществлялось из расчета один трал на три танка.

Трал КМТ-5 имел две катковые и две ножевые секции, цепное устройство для траления противоднищевых штыревых мин, кассету для установки пиротехнических сигналов, обозначавших проход в минном поле. Общая масса трала КМТ-5 достигала 7,25 т. Ширина траления катковой секции составляла 730-810 мм, ножевой - 600 мм.

Конструкцией трала предусматривалась возможность аварийной отцепки катковых секций с помощью специального порохового заряда без выхода экипажа из машины в течение 1 мин. Каждая катковая секция выдерживала шесть взрывов противотанковых мин ТМ-57. Скорость траления составляла 8—12 км/ч.

Танк с установленным тралом КМТ-5М мог преодолеть подъем до 20° и ров шириной до 2,5 м, а также водные преграды по дну.

Трал КМТ-5 навешивался на один из 10 танков. Для установки трала на танк силами экипажа с помощью специального крана, смонтированного на одном из автомобилей (перевозивших секции трала), требовалось 3,5 ч, для демонтажа — 20 мин.

В 1966 г. тралы КМТ-4 и КМТ-5 были модернизированы и приняты на снабжение под индексами КМТ-4М и КМТ-5М.

Кроме того, в 1960-х гг. в СКБ-200 на базе танкового тягача БТС-2 разработали проект тральщика с бойковым тралящим оборудованием. Для реализации этого проекта базовая машина должна была иметь достаточно мощный двигатель. В это время на заводе №183 выполнили проект механизма отбора мощности только на 300 л.с. (большей мощности с двигателя тягача БТС-2 снять было нельзя). Таким образом, в случае создания на базе танкового тягача БТС-2 тральщика с бойковым тралом на нем пришлось бы устанавливать дополнительный двигатель для привода трала.

T54204.jpg

Бронированная машина разминирования БМР-1.

В 1985-1986 гг. в 482-м конструкторско-технологическом центре в Киеве на базе самоходно-артиллерийской установки СУ-122 была разработана бронированная машина разминирования БМР-1.

Опытные образцы машин изготовили на ремонтном заводе Министерства обороны.

БМР-1 представляла собой специальную гусеничную машину, на которой устанавливалось навесное оборудование — минный трал, пулеметное вооружение и усиленная броневая защита под обитаемым отделением. Масса машины без навесного оборудования составляла 36,5 т. В состав экипажа БМР-1 входили три человека.

На крыше броневой рубки устанавливалась пулеметная башенка со спаренной установкой 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ, заимствованная у БТР-60. В боекомплект входили 600 патронов к КПВТ и 200 патронов к ПКТ.

Броневая защита машины была сохранена на уровне базовой машины за исключением усиления днища боевого отделения, дополнительного экрана вокруг пулеметной башенки и навески запасных траков на бортах и лобовом листе рубки. Машина оснащалась системами УА ППО и ТДА.

Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование практически без изменений были заимствованы у базовой машины. Запас хода по шоссе без установленного навесного оборудования достигал 250—300 км, средняя скорость по шоссе составляла 30—35 км/ч.

Одновременно с БМР-1 в 482-м конструкторско-технологическом центре в Киеве на базе танка Т-54Б была разработана бронированная машина разминирования БМР-2.

БМР-2 имела то же предназначение, что и БМР-1, но отличалась от нее конструкцией броневого корпуса, установкой вооружения и специального оборудования. Опытные образцы машин были изготовлены на ремонтном заводе Министерства обороны.

Масса БМР-2 без навесного оборудования составляла 36,6 т. В состав экипажа машины входили пять человек.

На командирской башенке монтировалась автономная закрытая зенитно-пулеметная установка дистанционного управления с 12,7-мм пулеметом НСВ (боекомплект составлял 600 патронов). Для постановки дымовых завес устанавливались 12 дымовых гранатометов системы 902А.

В качества тралящего навесного оборудования использовался колейный минный трал КМТ-7 «Парнас» с электромагнитной приставкой «Пайщик». Ширина колей траления составляла 2x800 мм, скорость траления -12 км/ч, масса трала с комплектом ЗИП - 6100 кг (без ножевых секций). Время монтажа трала силами экипажа — до 3,5 ч, время отцепки — 0,3 ч. Для монтажа Катковых секций трала на машине устанавливалась разборная кран-стрела с ручным приводом.

Предыдущая Оглавление Следующая