Предыдущая Оглавление Следующая

T54205.jpg

Бронированная машина разминирования БМР-2 с тралом КМТ-7 «Парнас».

Для прокладывания колонных путей и расчистки снега на дорогах для танков Т-54 и Т-34-85 в первой половине 1950-х гг. были созданы двухотвальные унифицированные снегоочистители СТУ и СТУ-38 (СТУ-2).

Снегоочиститель СТУ предназначался для прокладки колонных путей при снежном покрове толщиной до 1,2 м со скоростью 5—8 км/ч. Он устанавливался на средние танки Т-34, Т-54 и тягач на базе танка Т-34. Снегоочиститель был разработан в 1954 г. и успешно прошел испытания на НИИБТ полигоне в период с марта по июнь 1954 г.

При движении СТУ копировал местность и за один проход мог проложить колонный путь шириной 3—3,2 м. Двухотвальный снегоочиститель имел массу 2900 кг. Монтаж снегоочистителя на танк производился силами экипажа в течение 35—45 мин, демонтаж — за 10—15 мин. Средняя транспортная скорость танка с СТУ составляла 15-25 км/ч.

Использование снегоочистителя на танках было признано нецелесообразным, поскольку это не совмещалось с выполнением боевых задач.

Снегоочиститель СТУ-38 предназначался для прокладки колонных путей и снятия верхнего слоя грунта на малопересеченной местности (профилирование местности). В марте—июле 1955 г. танк Т-54 с установленным снегоочистителем СТУ-38 прошел испытания на НИИБТ полигоне.

СТУ-38 работал надежно на танке Т-54 при максимальной глубине снежного покрова 800—1000 мм, за один проход прокладывал колонный путь шириной 3—3,2 м и позволял двигаться задним ходом. Время монтажа снегоочистителя на танк экипажем из трех человек составляло 40—50 мин, демонтажа — 10—15 мин. При профилировании местности на снегоочистителе СТУ-38 устанавливалась летняя лыжа. При этом после прохода танка оставалась ровная гладкая дорога шириной 3 м, пригодная для движения транспорта.

Снегоочиститель был принят на снабжение танковых войск под маркой СТУ-2.

В 1961 г. в войска начал поступать усовершенствованный танковый снегоочиститель под маркой СТУ-2М, который оснащался механизированным (электрогидравлическим) управлением. Верхняя рама с электрогидроприводом снегоочистителя была унифицирована с аналогичными узлами бульдозера БТУ, который в эти же годы был разработан для танка Т-54.

БТУ представлял собой съемный унифицированный танковый бульдозер, который служил для отрывки окопов и укрытий для танков и САУ, устройства проходов через противотанковые рвы и контрэскарпы, пологих спусков к местам переправ, прокладывания колонных путей и дезактивации местности.

Производительность при отрывке окопов и укрытий составляла 100—300 м3/ч; в течение часа можно было отрыть 3—5 танковых окопов. Устройство одного прохода через противотанковый ров занимало 3—5 мин.

Масса бульдозера составляла 2,3 т. Монтаж бульдозера на танке производился силами экипажа с помощью автомобильного или танкового крана, а при их отсутствии — с использованием монтажно-погрузочного устройства, входившего в комплект БТУ. Для навешивания бульдозера на танк требовалось 1,5—2 ч, на снятие — 30—40 мин, а для приведения бульдозера из походного положения в рабочее и наоборот требовалось всего 25 с. Транспортная скорость танка с БТУ составляла 16—18 км/ч, рабочая скорость— 3—6 км/ч.

Основным недостатком БТУ являлась его большая масса, поэтому в 1955 г. был разработан бульдозер БТУ-55, который предназначался для танков Т-55 и Т-54. Массу бульдозера уменьшили до величины 1400 кг, что не оказывало значительного влияния на маневренность танка. Монтаж и демонтаж бульдозерного оборудования на танк мог производиться силами экипажа методом самонатаскивания за 1 ч.

T54206.jpg

ТанкТ-54 со снегоочистителем СТУ-38.

T54207.jpg

Танк Т-54 с бульдозером БТУ

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz