Кроме того, база танка Т-54 (Т-54Б) была использована при отработке и выборе приемлемой конструкции навесного бульдозерного оборудования и рыхлителей мерзлого грунта, которые разрабатывались в 1962-1963 гг. во ВНИИ-100. Дальнейшие работы привели к созданию в 1965 г. встроенного бульдозерного оборудования для танков.
Работы по оснащению танков и других объектов бронетанковой техники навесными индивидуальными плавсредствами для преодоления широких и глубоких преград (глубиной свыше 5 м) были развернуты в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №3440-1594сс от 12 сентября 1951 г. Согласно этому постановлению, Навашинский судостроительный завод №342 изготовил в 1952 г. три опытных образца индивидуальных плавсредств для танка Т-54, которые прошли заводские испытания.
В сентябре того же года танки с плавсредствами были переданы Министерству обороны для проведения полигонных испытаний, которые прошли на р. Оке в период сентября—октября 1952 г. В сентябре 1953 г. состоялись дополнительные испытания на р. Днепр. Кроме того, в декабре 1953 г. — январе 1954 г. опытные образцы были подвергнуты предварительным испытаниям в морских условиях. По результатам всех проведенных испытаний конструкция плавсредств была доработана. Мероприятиями по дооборудованию танков Т-54 под установку плавсредств занимался Харьковский завод №75. ТанкТ-54, оборудованный под установку плавсредств, получил заводское обозначение «Объект 485».
В 1954-1955 гг. во ВНИИ-100 изготовили новые (доработанные) образцы плавсредств для специальных морских испытаний, которые прошли в марте 1955 г. на Черном море в районе Севастополя и показали способность специально оборудованных танков Т-54 преодолевать широкие водные преграды (до 30—40 км) при состоянии моря 1—5 баллов.
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР №660рс от 3 февраля 1955 г., завод №342 приступил к изготовлению 20 комплектов опытных образцов индивидуальных плавсредств для танка Т-54. После войсковых испытаний плавсредство для танка Т-54 в 1957 г. было принято на вооружение Советской Армии под маркой ПСТ-54. Их производство осуществлялось на Навашинском заводе №342, а дооборудование танков Т-54 — на заводе №75 в Харькове. Всего выпустили 73 танка Т-54, оборудованных под установку ПСТ.
Плавсредство ПСТ-54 — навесное, с откидывающимися понтонами. Оно состояло из девяти стальных понтонов, заполненных труднозатопляемым материалом (пенопластом). Передвижение танка с плавсредством на плаву осуществлялось с помощью двух гребных винтов с отбором мощности от ведущих колес танка. Плавсредство обеспечивало движение танка на плаву со скоростью 9,4 км/ч при волнении моря 4 балла. Ширина преодолеваемой водной преграды составляла 30—40 км. Танки с плавсредствами могли вести стрельбу из пушек при волнении моря до 1,5 баллов. Вместе с танком на плавсредстве допускалась перевозка десанта с личным оружием (25 человек).
Танк Т-54, оборудованный комплектом плавсредств ПСТ-54. Вариант 1952 г.
Танк Т-54Б с универсальными плавсредствами ПСТ-У.
Масса понтонов составляла 9,3 т. На установку плавсредства на танк силами 12 человек требовалось до 75 мин, а сброс его осуществлялся мгновенно без выхода экипажа из танка. Запас хода ПСТ-54 на плаву с учетом дополнительных топливных баков, устанавливавшихся на плавсредстве, достигал 160—190 км, при волнении моря 3—5 баллов - 130-180 км. Запас плавучести танка с плавсредством составлял около 30%.
Кроме того, проведенные в октябре-ноябре 1957 г. заводские испытания ЗСУ-57-2 с ПСТ, а также испытания в декабре 1957 г. - феврале 1958 г. двух ЗСУ-57-2, оборудованных плавсредствами, на Черном море в районе Севастополя, выявили возможность и целесообразность доработки плавстредств с целью использования их также для танков Т-54Б и Т-55.
Работы по унификации плавсредств были проведены заводами №342 и №174 в 1959 г., причем переделкам подверглись шесть комплектов плавсредств, изготовленных для ЗСУ-57-2 в 1958 г. Усовершенствованные плавсредства получили наименование ПСТ-У (универсальное). В декабре 1959 г. — январе 1960 г. три комплекта ПСТ-У прошли полигонные испытания на
Черном море в районе Севастополя. Приказом министра обороны СССР №0126 от 17 мая 1960 г. плавсредства ПСТ-У со средствами транспортировки были приняты на вооружение Советской Армии.
Главной частью плавсредства ПСТ-У являлись пять стальных понтонов (два основные бортовые, два откидные бортовые и кормовой), заполненные пенопластом. Высокая степень заполнения понтонов труднозатопляемым материалом (92%) обеспечивала сохранение их плавучести при поражении огнем стрелкового оружия.
Общая масса плавсредства составляла 10 т. Запас плавучести танка с плавсредством был равен 40%. Максимальная скорость танка, оборудованного плавсредством, на суше (при положении по-походному) составляла 18—19 км/ч, на плаву — 11—12 км/ч. Танки (самоходные установки) с плавсредством могли буксироваться на плаву за буксиром со скоростью 13—15 км/ч. В топливные баки плавсредства заправлялось 500 л топлива для обеспечения запаса хода на плаву до 60-80 км. В этом случае топливо из баков танка не расходовалось.
Навешивание плавсредств на танк или артсамоход ЗСУ-57-2 силами экипажа производилось за 35 мин., а их сброс — практически мгновенно без выхода экипажа из машины.
11 февраля 1961 г. чертежно-техническая документация на универсальные плавсредства ПСТ-У, средства их транспортировки и дополнительное оборудование была утверждена к серийному производству для танка Т-55 и самоходной установки ЗСУ-57-2.