Оглавление Следующая

«ВИЗЕЛЬ»: возвращение танкетки

Семен Федосеев

Wizel001.jpg

В рассказе о семействе БМД-БТР-Д  неоднократно подчеркивалась уникальность этих машин. Это, конечно, не означает, что в тот же период бронемашины для воздушно-десантных войск не создавались за рубежом. Но различие во взглядах на задачи, масштабы и способы применения воздушных десантов проявляются и в разных подходах к авиадесантируемой бронетанковой технике. Примером оригинального подхода могут служить германские боевые десантные машины «Визель».

От автомобиля к «танкетке»

Германия одной из первых начала формирование воздушно-десантных войск и первой широко применила их в ходе боевых действий в 1940—1941 гг., но долго оставалась в стороне от «механизации» десантов. Здесь их рассматривали как легкую высокомобильную пехоту и ограничились разве что частичной «моторизацией» в виде полугусеничных мотоциклов, хотя планы десантирования танков и существовали. Начав в 1957 г. возрождение воздушно-десантных войск, в ФРГ сохранили прежний подход. В 1971 г. бундесвер принял концепцию более широкого использования десантов: в наступлении воздушно-десантные бригады должны были выбрасываться на глубину до 80—100 км в интересах армейских корпусов, в обороне служить аэромобильным резервом. Это требовало большей самостоятельности, маневренности, более тяжелого оружия, а значит — и собственных транспортных средств. В 1-ю воздушно-десантную дивизию (25, 26 и 27 бригады) и десантные отряды 1-й горнопехотной дивизии стали поступать легкие автомобили «Крака 640» компании «Фаун» (KRAKA — от Kraftkarren, что можно перевести как «моторная двуколка»). Этот неполноприводный автомобиль с оппозитным двухцилиндровым двигателем и складной рамой (изначально создававшийся, кстати, как сельскохозяйственный мотоблок) кроме транспортных целей использовался для установки тяжелого вооружения — безоткатных орудий, противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Toy» или «Милан», автоматических пушек Rh202.

Wizel002.jpg

Легкий транспортер «Крака» 640 с автоматической пушкой Rh202.

Но в это же время уже планировалось поступление на вооружение воздушно-десантных войск легких авиадесантируемых бронемашин. Существовали такие образцы, как американский авиадесантный танк М551 «Шеридан» или советская транспортно-боевая машина БМД. Немцы же решили создать малую бронемашину, прежде всего, в качестве носителя оружия для замены «Крака» (в качестве транспортных и специальных машин рассматривались новые полноприводные автомобили). Соответственно, от бронемашины требовались сочетание компактности при грузоподъемности не меньшей, чему «Крака», достаточно высокой оперативной (транспортировка средними военно-транспортными самолетами и транспортными вертолетами, посадочное и парашютное десантирование) и тактической (скорость, проходимость, запас хода, приемистость, поворотливость) подвижности, минимально необходимой бронезащиты и простоты управления. Требования на такую машину были переданы фирме «Порше» в середине 1970 г. для разработки эскизного проекта.

Машина должна была служить носителем 20-мм автоматической пушки, ПТРК «Хот» (находившегося в процессе разработки) и 120-мм миномета с боекомплектом, при этом транспортироваться самолетами типа С-130 «Геркулес» и С-160 «Трансалл», вертолетами CH-53G, десантироваться на парашютной платформе, поэтому собственную массу машины ограничили 2,75 т, длину — 3,3 м, высоту по корпусу — 1,3 м. После рассмотрения эскизного проекта военные специалисты выдали уточненные тактико-техническое требования. В частности, массу уменьшили до 2,5 т, в варианте самоходного ПТРК франко-западногерманскую систему «Хот» заменили на американскую «Toy», экипаж увеличили до 3 человек. Транспортный вертолет CH-53G должен был перебрасывать две машины в грузовой кабине или одну на внешней подвеске. 5 июля 1973 г. командование сухопутных войск утвердило проект Waffentrager LL («авиадесантируемый носитель оружия», в дальнейшем будем использовать определение «боевая десантная машина», или БДМ) для вооружения воздушно-десантных бригад. В соответствии с традицией давать боевым машинам «хищные» имена, БДМ получила название «Визель» (Wiesel — «ласка»).

В  проекте приняли участие пять западногерманских компаний — «Порше», «Фаун» (создатель автомобиля «Крака»), GST, IBH, «Рейншталь». «Фаун» занялась проектом колесной бронемашины, остальные — гусеничными. 18 апреля 1974 г. фирма «Порше» была объявлена генеральным подрядчиком по проекту.

Оглавление Следующая