![]() |
![]() |
Полноразмерный макет боевой десантной машины, представленный фирмой «Порше» в 1975 г. | Один из прототипов БДМ «Визель» в танковом музее в Мунстере (Германия). Фото М. Петрова. |
9 октября 1975 г. «Порше» совместно с фирмой KUKA представила полноразмерный деревянный макет будущего варианта БДМ «Визель» с 20-мм автоматической пушкой. Еще в апреле 1975 г. определили размер будущего заказа — 270 машин (170 с ПТРК «Toy» и 100 с 20-мм пушкой), впоследствии его могли довести до 500 (170 и 330 соответственно). Первую партию БДМ фирма должна была поставить в феврале 1977 — мае 1978 гг. Параллельно с этим фирмы KUKA и «Техдок» начали подготовку комплекта руководств по эксплуатации и обслуживанию новой машины. А в октябре—ноябре 1977 г. 1-я школа технических войск в Аахене и школа воздушно-десантных войск в Альтенштадте начали подготовку соответствующих учебных программ.
Однако, начиная с 1975 г. фирма «Порше» построила только шесть прототипов бронемашины массой около 2,5 т с экипажем 2—3 человека и коммерческим карбюраторным двигателем. Проблемы разработки машины, укладывающейся в столь жесткие ограничения, заставили смещать сроки завершения проекта.
Произошло своеобразное возрождение идеи танкетки, ведь и «классическая» танкетка — британская «Карден-Лойд» — когда-то выполнялась в вариантах разведывательной машины, носителя противотанкового и зенитного оружия. После Второй мировой войны к танкетке уже пытались вернуться. Например, во Франции в 1953—1958 гг. испытали 1,5-т бронированное гусеничное шасси VP-90 (кстати, с двигателем «Порше»), но не приняли его на вооружение.
В 1978 г. Министерство обороны ФРГ по финансовым причинам расторгло договор с «Порше», и фирма передала права на доработку и производство новой машины компании «Крупп-МаК».
К тому времени, видимо, еще не был окончательно сделан выбор между гусеничной и колесной БДМ (хотя еще на этапе эскизного проектирования оказалось, что колесная машина не укладывается в массогабаритные ограничения). Так, на выставке «Бронированные колесные и гусеничные машины», проведенной 3 сентября 1981 г. в Хаммельбурге, были показаны два прототипа гусеничной «Визель», но чуть позже «Даймлер-Бенц» представила свой прототип колесной БДМ (формулы 4x4). Тем не менее в марте 1983 г. было выдано задание на продолжение работ по гусеничной БДМ. Требования к машине продолжали уточнять.
В 1984 г. «Крупп-МаК» представила на выставке вооружений в Афинах два прототипа машины с 20-мм пушкой и с ПТРК «Toy» и объявила о планах ее доработки — в частности, о замене карбюраторного двигателя 2-литровым 5-цилиндровым дизелем «Фольксваген» с турбонаддувом. Предлагалась разработка 20 вариантов, включая командно-штабную машину, самоходный ЗРК, миномет, огнемет, командирскую, связную и санитарную машины, а также транспортер на удлиненном шасси. В 1986 г. бундесвер испытал четыре усовершенствованных опытных образца с дизельным двигателем и автоматической трансмиссией вместо полуавтоматической. В процессе доработки менялись и детали конструкции, и внешний вид БДМ. В связи с новым силовым блоком и доработкой установки вооружения была приподнята крыша над двигателем, местом механика-водителя и крыша боевого отделения, выше переместились жалюзи на левом борту. Изменились скобы, расположение узлов крепления на системы десантирования, крышки люков, установка антенн. В ходовой части претерпели изменения ведущее колесо и упоры балансиров опорных катков. Решение о принятии «Визель» на вооружение было принято 5 июня 1987 г.
В 1988 г. с «Крупп-МаК» был заключен контракт на поставку 312, а в конце того же года — еще 31 машины (всего 210 в варианте «Toy» и 133 в варианте МК20 с автоматической пушкой). Общая стоимость заказа составила 208 млн. западногерманских марок.
Позже количество заказанных машин довели до 350, из них 210 с ПТРК «Toy», а остальные с пушкой. Поставки «Визелей» в бундесвер рассчитывались с сентября 1989 г. по декабрь 1992 г.
«Визель» поспела к реорганизации воздушно-десантных войск бундесвера по программе «Структура-2000», и на эту маленькую машину возлагали большие надежды. Весной 1990 г. командир 1-й воздушно-десантной дивизии (вдд) генерал-майор Г. Бернхард заявил, что с «Визелем» «аэромобильные силы будут способны защитить позиции на большем фронте и большую глубину. Играя роль прикрытия, аэромобильные части смогут противостоять механизированному противнику. «Визель» позволит блокирующим силам находиться ближе к противнику, наземная разведка не будет ограничена пешими патрулями». То есть действия воздушных десантов становились активнее и маневреннее в условиях предполагавшейся «борьбы с советскими бронированными армадами». 1 августа того же года 1-я вдд получила первые две серийные БДМ «Визель». Еще ранее семь машин закупили США для испытаний в 9-й пехотной дивизии. Интерес к «Визелю» проявили также Норвегия, Греция, Объединенные Арабские Эмираты, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд. В результате БДМ прошла испытания в условиях пустыни, тропиков, в «арктических» условиях.
«Крупп-МаК Машиненбау» в г. Киле стала головным подрядчиком по производству «Визель», субподрядчиками— «Юнг-Югенталь» (корпус), «Фольксваген-Верке» (двигатель), «Цандрадфабрик Фридрихсхафен» (ZF, трансмиссия), «Клоус», «Диль Ремшайд» (гусеницы), «Рейнметалл» (20-мм пушка), KUK-«Вертехник» (башня). В 1989 по 1992 г. для бундесвера было построено 345 машин «Визель» («Визель» А1).