БДМ «Визель-2» также послужила основой для разработки безэкипажных роботизированных машин. Французы на этом шасси построили демонстрационный образец «Сирано», призванный продемонстрировать саму возможность создания подобной машины. Сама «Рейнметалл Ландсистем» в 1996 г. представила несколько опытных машин: комплекс PRIMUS (фирмы «Еадс Дорнье»), включающий роботизированную машину с видеокамерой и лазерным сканером (действующим на расстоянии до 50 м) для обзора местности, цифровой навигационной системой, модулем автономного движения, управления и принятия решений и самоходный пункт дистанционного управления (на таком же шасси «Визель»); машину, сочетающую автономную роботизированную систему управления нового поколения с дистанционным управлениям по проводам и предназначенную для работ в опасной зоне, разминирования и т.п. Машины представлялись в виде платформ для монтажа различного рабочего оборудования, разведывательной аппаратуры или вооружения. В виде роботизированной может быть выполнена и машина «Визель-2» ARGUS (была представлена в виде макета), оборудованная выдвижной платформой с аппаратурой обнаружения и наблюдения фирмы STN «Атлас Электроник», комплексом средств управления для выполнения функций разведки, патрулирования, снабжения, а также аппаратурой спутниковой навигации, радиоаппаратурой с цифровым каналом связи, вспомогательным генератором.
![]() |
![]() |
Вариант ЗРК с комбинацией ЗУР комплексов «Игла-1» и RBS-70 на шасси БДМ «Визель» А1. | Инженерная разведывательная машина на шасси «Визель-2». |
Хотя формированию и развитию сил быстрого реагирования и аэромобильных соединений уделяется большое внимание во многих странах, найти аналог БДМ «Визель» в других странах трудно. От советских (российских) БМД и БТР-Д она отличается как по «весовой категории», так и по назначению. Среди гусеничных машин близко к «Визель» подходит шасси ЕЕ-Т4 бразильской компании «Энжеса» массой 3,6 т с передним расположением 125-сильного двигателя и скоростью хода до 75 км/ч. ЕЕ-Т4 также предлагалась в варианте БРМ с пулеметом или пушкой, самоходного ПТРК или миномета, однако осталась опытной.
Близкое по назначению 4,5-т гусеничное шасси VRX-5000 было разработано во Франции также для воздушно-десантных частей. Из серийных машин можно упомянуть французский плавающий легкий бронеавтомобиль М11 «Панар» — еще одно возвращение «старого типа» бронемашин (вспомним советские Д-12 и БА-20 в составе десантов). Полноприводный (4x4) М11 массой 3,6 т поступил на вооружение в 1990 г. в качестве разведывательного и носителя оружия для сил быстрого реагирования, поставлялся в ряд стран. Итальянская «ОТО-Мелара» разработала колесные бронемашины того же назначения класса 2,5—3 т, турецкая «Отокар» выпускает бронемашину «Акреп» массой 3,6 т. В целом же современные «танкетки» — БДМ «Визель» и ее увеличенный вариант «Визель-2» — остаются уникальным семейством.
Тактико-технические характеристики «Визель-2» |
|
Боевая масса, т |
4,1 |
Экипаж/десант, чел |
1/5 (в варианте БТР) |
Высота, м |
2,11 |
Высота по крыше корпуса, м |
1,562 |
Длина, м |
4,2 |
Ширина, м |
1,852 |
Клиренс, м |
0,3 |
Ширина колеи, м |
1,62 |
Вооружение |
7,62-мм пулемет MG3 (в варианте БТР) |
Двигатель: марка |
«Ауди» TDI |
тип (число цилиндров), охлаждение |
Дизельный (8), жидкостное |
мощность, л.с |
109 |
Трансмиссия |
Автоматическая |
Подвеска |
Индивидуальная торсионная |
Тип гусеницы |
Резиновая армированная |
Ширина трака, мм |
200 |
Максимальная скорость хода, км/ч |
70 |
Запас хода, км |
550 |
Удельное давление, кг/см2 |
0,41 |
Преодолеваемый подъем |
31° |
Угол крена |
18° |
Ширина преодолеваемого рва, м |
1,5 |
Высота стенки, м |
- |
Глубина брода, м |
0,5 |
Способ десантирования |
С военно-транспортного самолета на парашютной платформе или посадочным способом, вертолетом в грузовой кабине или на внешней подвеске |
Литература и источники
1. Василии Н.Я., Гуринович АЛ. Зенитные ракетные комплексы. — Минск: Попурри, 2002.
2. Зарубежное военное обозрение, 1988, №10; 1991, №11; 1997, №3; 1999, №9; 2004, №5.
3. Сообщения ИТАР-ТАСС, 25.08.04.
4. Foss C.F. Jane's. Tanks. Recognition Guide. — HarperCollins Publishers, 1996.
5. Armada Inernational, 2001, №4.
6. International Defence Review, 1984, №12.
7. Jane's Defence Weekly, 1998, 22.07.
8. Kampftruppen, 1986, №7.
9. McNab C. Military Vehicles. — London: Grange Books, 2003.
10. PC Week, 1999, 9—15февр.
11. Sheibert M. Waffentrager Wiesel 1 // Waffen-Arsenal. Band 136. — Podzun-Pallas-Verlag GmbH, Friedberg, 1992.
12. Soldat und Technik, 2002, №9.
13. The Directory of Modern Military Weapons. Edited by C. Bishop. — London: Greenwich Editions, 1999.
14. Tracked & Wheeled Light Armoured Vehicles // — IDR, 8/1986.
15. Wehrtechnik, 1993, №2; 1994, №2,7; 1995, №1; 1996, №5,8.
16. Armoured Weapon Carrier WIESEL. Проспект KRUPP-MAK.