Производство зенитных самоходных установок на танковом шасси (1943—1945 гг.).
Тип ЗСУ |
1943 год |
1944 год |
1945 год |
||||
Sdkfz. 140 |
150 |
- |
- |
||||
Mobelwagen с 4—2-см автоматами |
- |
200 |
- |
||||
Mobelwagen с 1—3,7-см автоматами |
- |
205 |
35 |
||||
Wirbelwind |
- |
100 |
6 |
||||
Ostwind |
- |
15 |
28 |
||||
Производство зенитных автоматов в 1939—1945 годах. |
|||||||
Тип автомата |
1939 |
1940 |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
2-см Flak 30 и 38 |
1160 |
6609 |
11006 |
22372 |
31503 |
42688 |
6339 |
3,7-см Flak 18 и 36 |
180 |
675 |
1188 |
2136 |
4077 |
3620 |
158 |
3,7-см Flak 43 |
- |
- |
- |
- |
54 |
4684 |
1180 |
3-см Flak 103/38 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
149 |
Примечание: на 1 сентября 1939 года на вооружении состояло 2-см Flak 30 и 38 - 6072 шт.; 3,7-см Flak 18 и 36 - 1030 шт.; Горных установок 2-см Gebirgsflak — было изготовлено сравнительно немного и в общей статистике немцы включили их в число 2-см Flak 30 и 38. На май 1945 года у немцев оставалось 180 2-см горных установок.
Например, и на флоте стараются уменьшить весогабаритные характеристики зенитных автоматов, но эти ограничения не являются критическими, как в полевых войсках. Понятно, что никто не собирается катать по палубе силами расчета зенитный автомат, как это постоянно делают в полевых условиях. В свою очередь, не имея чисто весовых ограничений, можно увеличить калибр морских автоматов до 45, 57 и 76 мм, тем более, что перед морскими автоматами часто ставятся задачи, не свойственные полевым орудиям, например, борьба с низколетящими торпедоносцами, с торпедными катерами и т. д.
Здравый смысл диктует разницу почти в любых деталях корабельных и полевых автоматов. Питание у полевых автоматов 30-х-40-х годов предпочтительно обойменное, а морских — ленточное.
Охлаждение у полевых автоматов - единственный вариант - воздушное, так как, с одной стороны вокруг может не оказаться воды, а с другой - случаи непрерывной многочасовой бомбежки сотнями самолетов стрелкового полка весьма маловероятен. А на море такая бомбежка крейсера, линкора или даже эсминца часто имела место в годы войны (известны сотни таких случаев - от линкора «Ямато» до лидера «Ташкент»). Поэтому оптимальный вариант охлаждения - это непрерывное охлаждение ствола морского автомата водой. Что касается приводов наведения, то введение в 30-х-40-х годах электрических (гидравлических) приводов наведения в полевых зенитных автоматических установках порождало больше минусов, чем плюсов, а на корабле оптимальным вариантом являлось автоматическое наведение всех зенитных автоматов с центрального поста.
Наконец, стоимость зенитных автоматов и боеприпасов играет очень важную роль для полевых автоматов. Понятно, что когда речь идет о производстве 10-20 тысяч полевых автоматов и миллионов патронов, то следует считать каждую копейку. Но выбирать подешевле 20-40 автоматов для вооружения линкора или крейсера мог только малокомпетентный человек.
Но, так или иначе, наши корабли получили именно автоматы, проектировавшиеся для сухопутных войск. Правда, к чести моряков, надо сказать, что они неоднократно пытались выдвигать промышленности свои ТТТ на зенитные автоматы, но это всегда решительно пресекалось руководством РККА.