Предыдущая Оглавление Следующая

Производство зенитных самоходных установок на танковом шасси (1943—1945 гг.).

Тип ЗСУ

1943 год

1944 год

1945 год

Sdkfz. 140

150

-

-

Mobelwagen с 4—2-см автоматами

-

200

-

Mobelwagen с 1—3,7-см автоматами

-

205

35

Wirbelwind

-

100

6

Ostwind

-

15

28

Производство зенитных автоматов в 1939—1945 годах.

Тип автомата

1939

1940

1941

1942

1943

1944

1945

2-см Flak 30 и 38

1160

6609

11006

22372

31503

42688

6339

3,7-см Flak 18 и 36

180

675

1188

2136

4077

3620

158

3,7-см Flak 43

-

-

-

-

54

4684

1180

3-см Flak 103/38

-

-

-

-

-

-

149

Примечание: на 1 сентября 1939 года на вооружении состояло 2-см Flak 30 и 38 - 6072 шт.; 3,7-см Flak 18 и 36 - 1030 шт.; Горных установок 2-см Gebirgsflak — было изготовлено сравнительно немного и в общей статистике немцы включили их в число 2-см Flak 30 и 38. На май 1945 года у немцев оставалось 180 2-см горных установок.

Например, и на флоте стараются уменьшить весогабаритные характеристики зенитных автоматов, но эти ограничения не являются критическими, как в полевых войсках. Понятно, что никто не собирается катать по палубе силами расчета зенитный автомат, как это постоянно делают в полевых условиях. В свою очередь, не имея чисто весовых ограничений, можно увеличить калибр морских автоматов до 45, 57 и 76 мм, тем более, что перед морскими автоматами часто ставятся задачи, не свойственные полевым орудиям, например, борьба с низколетящими торпедоносцами, с торпедными катерами и т. д.

Здравый смысл диктует разницу почти в любых деталях корабельных и полевых автоматов. Питание у полевых автоматов 30-х-40-х годов предпочтительно обойменное, а морских — ленточное.

Охлаждение у полевых автоматов - единственный вариант - воздушное, так как, с одной стороны вокруг может не оказаться воды, а с другой - случаи непрерывной многочасовой бомбежки сотнями самолетов стрелкового полка весьма маловероятен. А на море такая бомбежка крейсера, линкора или даже эсминца часто имела место в годы войны (известны сотни таких случаев - от линкора «Ямато» до лидера «Ташкент»). Поэтому оптимальный вариант охлаждения - это непрерывное охлаждение ствола морского автомата водой. Что касается приводов наведения, то введение в 30-х-40-х годах электрических (гидравлических) приводов наведения в полевых зенитных автоматических установках порождало больше минусов, чем плюсов, а на корабле оптимальным вариантом являлось автоматическое наведение всех зенитных автоматов с центрального поста.

Наконец, стоимость зенитных автоматов и боеприпасов играет очень важную роль для полевых автоматов. Понятно, что когда речь идет о производстве 10-20 тысяч полевых автоматов и миллионов патронов, то следует считать каждую копейку. Но выбирать подешевле 20-40 автоматов для вооружения линкора или крейсера мог только малокомпетентный человек.

Но, так или иначе, наши корабли получили именно автоматы, проектировавшиеся для сухопутных войск. Правда, к чести моряков, надо сказать, что они неоднократно пытались выдвигать промышленности свои ТТТ на зенитные автоматы, но это всегда решительно пресекалось руководством РККА.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz