На помощь защитникам базы пришли Р-35А и четыре Р-40Е с аэродрома Дель-Кармен. Правда, у них после патрулирования кончался бензин, но они на последних остатках топлива вступили в бой. Старые истребители Северского уступали японцам и в скорости, и в маневренности, и в вооружении. Они использовали единственное, что у них было - преимущество в высоте. Разогнавшись на пикировании, они врезались в гущу японских самолетов и повредили два из них. На Р-35А обрушился шквал огня "Зеро"; несколько американских истребителей были изрешечены, но все они благополучно сели. Истребители 20-й эскадрильи прибыли слишком поздно - японцы уже удалились к западу. В этом полете авиация императорского флота потеряла пять АМ62: один упал сразу, а еще четыре рухнули в море на обратном пути из-за боевых повреждений. По японским данным, ни один из них нельзя считать жертвой американских истребителей.
К двум часам дня из 22 "Крепостей" на Кларк-Филд остались целыми только семь и лишь три из них могли подняться в воздух. Кроме этого, погибли 54 Р-40, 3 Р-35А и еще 25-30 машин разных типов, в основном, легкомоторных. Об ударе по японским аэродромам пришлось забыть - сил едва хватало на оборону.
К вечеру Бреретон подвел итоги. В его распоряжении оказалось 17 В-17, около 50 Р-40В и Р-40Е, и 15 Р-35; далеко не все из них были исправны. На аэродромах Кларк-Филд и Иба развернулись работы по ремонту летного поля и поврежденных самолетов. Бульдозеры сгребали обломки, расширяя взлетно-посадочные полосы. Работали днем и ночью. К вечеру 9 декабря база Кларк вновь могла выпускать и принимать самолеты.
В это время японский конвой с передовыми частями 14-й армии уже подходил к северной части о. Лусон. С воздуха суда прикрывались истребителями 24-го полка, летавшими с о.Тайвань. 9 декабря японцы захватили небольшой о. Батан и начали перебрасывать туда Ки.27 из 24-го и 50-го полков. Ошеломленная первым ударом американская авиация не атаковала японские десанты.
10-го около 2000 японцев начали высадку в Апарри и Вигане на севере Лусона. Их целью был захват площадок, пригодных для устройства передовых аэродромов. К месту выгрузки японских войск выдвинулся филиппинский батальон, а также по нему нанесли авиационный удар. В этот день американские бомбардировщики совершили первый боевой вылет во 2-й мировой войне. На бомбометание по пляжам в районе Вигана отправились пять В-17. "Крепости" хотели перегнать на южный остров Минданао, за пределы радиуса действия японской авиации, но из-за надвигавшейся угрозы это решение отменили. Последним взлетел B-17D, пилотируемый капитаном Келли. Четырехмоторные гиганты сопровождали Р-40Е 17-й истребительной эскадрильи во главе со своим командиром Б.Вагнером.
Недостаток боевых машин заставлял американцев собирать даже разбитые Р-26 для их последующего восстановления, хотя раньше их разбирали на запчасти
У берега стояли крейсер, шесть эсминцев и четыре транспорта. "Крепости" отбомбились по этим кораблям.
Впоследствии американская пресса объявила о том, что Келли таранил горящим самолетом японский линкор. Он стал национальным героем. Эта легенда держалась довольно долго. Только после войны удалось разобраться в том, что произошло на самом деле. Келли действительно был умелым и храбрым летчиком. Зайдя на малой высоте, его экипаж прицельно сбросил бомбы на японский крейсер. Прямым попаданием вывело из строя башню главного калибра. Но и "Крепость" вспыхнула от зенитного снаряда. Командир не покинул штурвал до последней минуты: он дал выпрыгнуть почти всем членам экипажа, которые, по счастливой случайности, все спаслись. Когда горящий самолет рухнул в море, на борту оставались только Келли и его штурман. А вот линкора он не таранил, да и линкора там никакого не было...
Когда В-17 закончили свою работу, потопив один транспорт и повредив два других, в дело вступили истребители. Р-40Е штурмовали десантные баржи, понтоны и шлюпки, с которых выгружался на мелководье десант. Летчиков Вагнера сменили семь Р-35А из 34-й эскадрильи, взлетевшие с аэродрома Дель-Камен. Командир этой эскадрильи, лейтенант Маретт, спикировал на небольшое японское судно, стоявшее на якоре. Он спустился совсем низко, поливая надстройки из двух крупнокалиберных пулеметов. Вдруг судно озарила белая вспышка и грянул взрыв. Истребитель смяло взрывной волной и швырнуло в море. Всего американцы в этот день над пляжами у Вигана потеряли три истребителя.
Понятно, что горсточка самолетов, оставшаяся у американцев, уже не могла переломить хода событий даже с учетом героизма летчиков. В этот же день японская авиация предприняла мощный налет на окрестности Манилы. Три группы по 27 бомбардировщиков G4M1, сопровождаемые сотней истребителей, атаковали аэродром Никольс и близлежащую военную базу Форт-Мак-Кинли. На утро этого дня у американцев оставалось только 22 боеспособных Р-40В и Р-40Е. Истребители 17-й эскадрильи, едва дозаправившись после утреннего вылета, вновь вступили в бой. Они стартовали с базы Никольс под огнем японских истребителей. Вот здесь американские пилоты добрым словом помянули конструкторов фирмы "Кэртис", обеспечивших Р-40 хорошей бронезащитой. Бронеспинка в некоторых случаях выдерживала даже попадание 20-мм снаряда японской авиапушки Хо.5. Американские истребители пытались пробиться к бомбардировщикам, но словно "уперлись в стену" из 40 "Зеро". Лишь два Р-40Е прорвались на дистанцию открытия огня, но были быстро отогнаны эскортом. В этот день над аэродромом Заблан в свой первый воздушный бой вступили филиппинские Р-26А. За 10 декабря японские потери составили 13 самолетов. Но и американцы потеряли немало машин и в воздухе, и на земле.
В этот же день под удар попала военно-морская база Кавите. Располагавшееся там "соединение 5" успело уйти. Под бомбами оказались только ремонтируемые корабли и вспомогательные суда. Потопили подлодку "Силайон"; плавбаза "Пиджин" на буксире вытащила с горящей верфи лодку "Сидрэгон". Японцы уничтожили электростанции, портовые сооружения, мастерские.
Самолетов у американцев осталось так мало, что истребителям приказали уклоняться от воздушных боев, чтобы сохранить силы хотя бы для ведения разведки. "Крепости" эвакуировали на Минданао. Северная группировка войск генерал-майора Уэйнрайта, боясь быть отрезанной от основных сил, отступала к югу, взрывая за собой мосты и уничтожая железнодорожное полотно. Конвой "Пенсакола", следовавший от западного побережья США на Филиппины с подкреплениями и различными военными грузами, в том числе и самолетами А-24А и Р-40Е, был остановлен на полдороге, а затем направлен в порты Австралии, где решили создать тыловую базу.