Предыдущая Оглавление Следующая

Старт осуществлялся в нос, поверх ограждения рубки в надводном положении лодки, при этом управление подготовкой к старту и стартом производилось дистанционно с пультов, находящихся внутри прочного корпуса лодки. Все операции по предстартовой подготовке производились в необходимой последовательности от нажатия на пульте управления всего лишь одной кнопки, старт — от нажатия другой кнопки. Разработка и поставка пультов предстартовой подготовки и старта обеспечивалась предприятием главного конструктора Г.М. Бериева. Система управления стрельбой и средства навигации разработаны под руководством главного конструктора С.Ф. Фармаковского.

Переоборудование ПЛ «Б-64» (зав. № 633) проекта 611 по проекту П-611 производилось на заводе № 402 в течение 1956 года и в первом полугодии 1957 года. На комплексные испытания I этапа лодка была предъявлена в сентябре 1957 года.

Комплексные испытания проводились на морском полигоне с 23 сентября по 31 октября 1957 года в объеме утвержденных программ. За этот период проведено четыре пуска самолетов-снарядов, из которых два первых были неудачными, так как снаряды упали в море, не пройдя заданной дистанции. Однако, по заключению комиссии, эти падения были случайными, не связанными с конструкцией самолета-снаряда или стартового устройства. Этими четырьмя пусками первый этап комплексных испытаний был закончен.

Государственные испытания П-10 на Б-64 были отменены в связи с успешными испытаниями самолета-снаряда П-5 конструкции Челомея.

Позднее подводная лодка Б-64 была восстановлена в первоначальное состояние по проекту 611.

В соответствии с Постановлением СМ №1601-892 от 25.08.1955 г. был разработан проект большой дизельной ПЛ пр. 642, вооруженный двумя самолетами-снарядами П-10. Однако Постановлением СМ №1149-52 от 17.08.1956 г. все работы по ПЛ пр. 642 были прекращены.

В апреле 1956 г. ЦКБ-18 было выдано тактико-техническое задание на проектирование ПЛ пр.646. Технический проект 646 был разработан в двух вариантах, различавшихся лишь составом ракетного вооружения. В первом варианте лодка должна была получить четыре ракеты П-5, а во втором — две П-10. В первом варианте поднимающиеся контейнеры для ракеты П-5 располагались в надстройке, попарно в нос и в корму от ограждения рубки. Во втором варианте неподвижный контейнер и пусковые устройства располагались на палубе надстройки, по одной пусковой установке, в нос и в корму от ограждения рубки. Как в первом, так и во втором вариантах, старт осуществлялся из надводного положения, при состоянии моря 4— 5 баллов, скорости ПЛ до 15 узлов и скорости ветра в любом направлении до 10 м/с. Конструкция поднимающихся контейнеров в первом варианте была аналогичной пр. П-613 и 644, а конструкция неподвижного контейнера и пускового устройства по второму варианту была аналогичной пр. П-611. Обеспечивалась возможность плавания ПЛ в подводном положения при двух затопленных контейнерах (одного носового и одного кормового) в первом варианте и одного контейнера, а во втором варианте за счет продувания прочных аварийно-балластных цистерн, специально предусмотренных для этой цели. Теоретический чертеж пр. 646 значительно отличался от пр. 641, так как установка на ПЛ пр. 641 ракетного оружия оказалась невозможной без частичного изменения легкого корпуса.

Постановлением СМ от 31.12. 1957 г. все работы по пр. 646 были прекращены.

РАКЕТЫ ОКБ ИЛЬЮШИНА 

Ракета П-20

В августе 1956 года СМ утвердил семилетний план проектирования и производства ПЛ с новыми видами вооружения. Среди них предполагалось строительство опытной атомной ПЛ пр. П-627А, вооруженной ракетой П-20.

Ракета П-20 проектировалась в ОКБ-240 СВ. Ильюшина. Грубо говоря, ракета П-20 представляла собой трубу прямоточного двигателя. Все оборудование ракеты размещалось в кольцевых отсеках, нанизанных на этот двигатель.

Разработчики ракеты шутили, что тройка стала магическим числом для П-20. Масса ее составляла около 30 т, диаметр корпуса — 0,78 м, дальность полета — 3000 км, маршевая скорость — 3 М, высота полета — 30 км, масса боевой части со спецзарядом — около 3 т.

Система управления ракетой инерциальная, с астрокоррекцией. В перспективе предполагалось установить радиолокационную головку самонаведения.

Старт ракеты осуществлялся с помощью порохового ускорителя, закладываемого в прямоточный двигатель. В другом варианте два ускорителя крепились в средней части корпуса.

Проект атомной ПЛ пр.П-627А был закончен СКБ-143 к концу 1957 года, а в начале 1958 года началась разработка рабочих чертежей. Ракета размещалась в прочном контейнере на палубе надстройки за ограждением рубки. Контейнер имел диаметр 4,6 м и длину около 25 м.

Пуск производили в надводном положении, для чего после всплытия надо было открыть крышку контейнера, выкатить тележку с ракетой на лафет, поднять его на угол 16° и закрепить на контейнере.

После пуска требовалось убрать стартовое оборудование обратно в контейнер, закрыть его крышкой, и только после этого погружаться. И хотя все указанные операции были механизированы и выполнялись дистанционно, расчетное время нахождения ПЛ в надводном положении должно было составить 6,5 минут, в течение которых она была скована в маневрировании и не могла погрузиться.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz