Ракета 3М-70 «Вулкан»
Разработка комплекса «Вулкан» проводилась в ОКБ-52 согласно Постановлению СМ от 15. 05.1979 г.
Летно-конструкторские испытания «Вулкана» были начаты в июле 1982 года с наземного стенда. Первый пуск «Вулкана» с подводной лодки пр. 675МКВ состоялся 22 декабря 1983 года.
18 декабря 1987 года комплекс «Вулкан» принят на вооружение.
Противокорабельная крылатая ракета «Яхонт»
Эскизный проект противокорабельной крылатой ракеты «Яхонт» был разработан в 1983 году в НПО Машиностроения. В книге В.П.Кузина и В.И.Никольского "ВМФ СССР 1945-1991" СПб. 1996 г. на стр. 332 приводится истинное название ракеты - "Оникс"
Ракета широко рекламировалась НПО Машиностроения на авиашоу в г.Жуковском в 1993 и 1995 годах. Согласно этим рекламным данным, дальность стрельбы ракеты до 300 км, а скорость полета — 2-2,5 М. Система наведения автономная, помехозащищенная. Носителями ракеты могут быть как надводные корабли, так и подводные лодки. Ракета поставляется в унифицированном транспортно-пусковом контейнере.
Ракета оснащена прямоточным двигателем. Стартовый твердотопливный двигатель помещен в сопле маршевого двигателя и после выработки топлива выбрасывается из сопла.
На базе ракетного комплекса «Яхонт» в НПО Машиностроения разработан подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион».
На базе автомобиля типа МАЗ-543 установлены три контейнера с ракетами.
В состав комплекса «Бастион» входят: самоходные пусковые установки (до 8), машина боевого управления, вертолетный комплекс целеуказания, оборудование для головного командного пункта.
Данные о принятии на вооружение комплексов «Яхонт» и «Бастион» в ВМФ или продаже их за рубеж на сентябрь 1997 года отсутствуют.
Данные крылатых ракет конструкции Челомея
Название и индекс ракеты |
П-5 (4К95) |
П-5Д |
П-6 (4К48) |
П-7 |
П-35 (4К44) |
Базальт П-500 (4К80) |
Аметист П-70 (4К66) |
Малахит П-120(4К85) |
Метеорит-М ЗМ-25 |
Масса ракеты, кг |
4300/5100* |
4300/5100* |
— /5300* |
5970/6600* |
- |
4800 |
3700 |
около 3200 |
6380/12 650- |
Длина ракеты, м |
11,85 |
— |
10,2 |
— |
около 11 |
11,7 |
7,0 |
около 9 |
12,8 |
Старт |
надводный |
надводный |
надводный |
надводный |
надводный |
надводный |
подводный |
подводный |
подводный |
Маршевый двигатель |
турбореактивный |
турбореактивный |
турбореактивный |
турбореактивный |
турбореактивный |
турбореактивный |
твердотопливный |
твердотопливный |
турбореактивный |
Дальность стрельбы , км |
500 |
около 600 |
500 |
1000 |
до 300 |
550 |
80 |
110—150 |
5000 |
Масса головной части, кг |
около 900 |
около 900 |
930 |
около 900 |
свыше 500 |
- |
1000 |
1000 |
— |
Скорость полета, км/ч |
1250 |
1250 |
1250 |
около 1250 |
свыше 400 |
около 3000 |
1160 |
1100 |
около 3000 |
Высота полета, м |
400—800 |
250 |
100—7000 |
100 |
400—7500 |
50—5000 |
60 |
около 60 |
22—24 км |
Проект ПЛ-носителей |
644, 665 |
651, 659, 675 |
651, 675 |
644-7 |
58, 1134 |
651, 675 |
661, 670 |
670М |
667М |
* — с ускорителем
III. ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ РАКЕТЫ
Ракетный комплекс ПЛО РПК-1 «Вихрь»
Начало серийного производства американских атомных ПЛ и особенно ПЛ с баллистическими ракетами «Поларис А-1» заставило советское руководство всерьез заняться средствами противолодочной обороны (ПЛО).
Постановлением СМ № 111-463 от 13.10.1960 г. предусматривалось создание принципиально новых противолодочных ракетных комплексов для вооружения подводных лодок и надводных кораблей в целях обеспечения «эффективного поражения подводных лодок противника на больших дистанциях». По этому постановлению были начаты работы над ракетными комплексами «Вьюга», «Шквал», «Вихрь», «Пурга» и торпедами «Енот», ПЛАТ-1, ПЛАТ-2 и др.
Первыми ракетными противолодочными комплексами класса «надводный корабль—воздух— ПЛ» стал РПК-1 «Вихрь».
Головным разработчиком РПК-1 было НИИ-1 ГКОТ, а главным конструктором — Н.П. Мазуров*, в разработке принимали участие НИИ-6, 9, 22 и другие.
Комплекс «Вихрь» включал в себя:
а) баллистическую неуправляемую ракету на твердом топливе;
б) пусковую установку МС-18 с двумя направляющими и автоматом заряжания барабанного типа (на 8 ракет);
в) систему управления стрельбой ПУСТБ-1123 «Спрут», разработанную в ЦКБ-209.
Интересно, что «Спрут» управлял огнем не только РПК-1, но и универсального комплекса М-11.
Противолодочный крейсер пр.1123, специально для которого проектировался «Вихрь», не имел специальных противокорабельных ракет, но при необходимости мог вести огонь по надводным корабля как ракетами «Вихрь», так и ракетами М-11 «Шторм»(зенитными) по данным ПУСТБ-1123.
* — позже, видимо, Мазуров перешел в МИТ МОП или произошла какая-то административная перетрубация, но в конце разработки РПК-1 головным разработчиком был уже МИТ, а главным конструктором по-прежнему Мазуров.