Схема автоматической установки ЗИФ-121
Государственные корабельные испытания комплекса постановки ложных радиолокационных и тепловых целей ЗИФ-121* проходили с 1 августа по 30 октября 1967 г. на головном корабле пр.1123 крейсере «Москва». На крейсере были поставлены две установки ЗИФ-121 головной партии.
Из-за отсутствия снарядов тепловых помех испытания, связанные с постановкой ложных тепловых помех, не проводились.
Кроме того, государственные корабельные испытания ЗИФ-121 проводились на головном корабле пр. 1134 «Адмирал Зозуля».
Согласно заключению комиссии, комплекс «ЗИФ-121-Терция», состоящий из турбореактивных снарядов пассивных радиолокационных помех типа ТСП-41, установка ЗИФ-121 и счетно-решающая система «Терция» Государственные испытания выдержали.
Ситуация же со снарядами-постановщиками тепловых помех довольно неясная. Первоначально создавались 140-мм снаряды в комбинированном варианте, которые одновременно ставили и радиолокационные, и тепловые помехи. Но разработка таких снарядов была прекращена в 1962 г.
Был и поплавковый вариант снаряда тепловых помех, но ему отказали в финансировании.
На 1963 год 140-мм снаряды с горючими веществами для создания теплового (инфракрасного излучения) находились в стадии изготовления полигонной партии.
Вернемся к устройству установки ЗИФ-121.
Установка ЗИФ-121 турельного типа с двумя открытыми направляющими трубами для пусков снарядов.
Подача снарядов из турникетов в направляющие трубы, установка времени срабатывания дистанционных трубок (ТМР-44) и наведение установки по ВН и ГН осуществляется автоматически, дистанционно, от системы «Терция».
Загрузка снарядов в турникеты производится вручную из кранцев, расположенных вокруг установки в подпалубном помещении корабля.
Обслуживание установки при боевом использовании осуществляется личным составом, состоящим из командира установки и двух заряжающих.
Наведение установки по углам ВН и ГН, выработанным системой «Терция», осуществляется при помощи дистанционного электронно-следящего привода (ЭСП-ЗИФ-121).
* — к этому времени в документах вместо КЛ-102 стали писать ЗИФ-121, индекс ЦКБ-7. Не исключено, что и ЦКБ-34 пыталось приляпать к КЛ 102 какой-нибудь свой индекс — СМ..-