Установка времени срабатывания дистанционных трубок ТМР-44 снарядов на траектории по выработанным системой «Терция» данным производится при помощи дистанционного электронно-следящего привода автоматического установщика трубок (ЭСП-АУТ).
Установка ЗИФ-121 состоит из верхней (надпалубной), нижней (подпалубной) вращающихся частей и опорного основания.
Данные установок ЗИФ-121 ИЗИФ-121М |
||
ЗИФ-121 |
ЗИФ-121М |
|
Калибр |
140 |
140 |
Число направляющих труб |
2 |
2 |
Угол ВН |
-12°;+64° |
-12°;+64° |
Угол ГН |
±170° |
±170° |
Угол заряжания: |
||
по ВН |
90° |
90° |
по ГН |
Произвольный |
Произвольный |
Максимальная скорость наведения, град/с: |
||
по ВН |
30° |
25° |
по ГН |
40° |
27° |
Масса установки без электрооборудования, размещенного вне установки, кг |
3600 |
3300 |
Масса электрооборудования и ЭСП ЗИФ-121, размещенного в установке, кг |
650 |
650 |
Число снарядов, размещенных вокруг установки в подпалубном помещении, шт. |
100—200 |
200* |
Скорострельность, залп/мин |
15 |
15 |
Подача снаряда в турникеты |
вручную |
вручную |
Подача снаряда в трубы |
автоматическая, цепным досылателем |
автоматическая, приводом подъема снарядов |
* для корабля пр. 1208
Данные снаряда ТСП-41 |
|
Калибр, мм |
140 |
Масса снаряда, кг |
41,12 |
Длина снаряда, м |
1096—1102 |
Дистанционная трубка |
ТМР-44 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
32 |
Данные осколочно-фугасного снаряда М-14-ОФ* |
|
Калибр, мм |
140 |
Вес снаряда, кг |
39,68 |
Вес боеголовки, кг |
18,4 |
Вес ВВ в боеголовке, кг |
4,037 |
Дульная скорость снаряда, м/с |
27—40 |
Скорость в конце активного участка, м/с |
400 |
Дальность, км: |
|
максимальная |
9,81 |
минимальная |
0,6 |
Взрыватель |
В-25 или В-14 |
* В большинстве документов М-140Ф, но такой индекс вносит путаницу — это снаряд М-14 осколочно-фугасный, а не снаряд М-140 — фугасный |
Комплекс неуправляемого реактивного оружия А-223 «Снег»
Основанием для разработки корабельной пусковой установки ЗИФ-121М было решение Комиссии СМ по военно-промышленным вопросам от 15 марта 1971 г.
Конструктивные разработки ЗИФ-121М были утверждены 13 января 1972 года.
Две опытные установки изготовлены в 1974 году. Один из образцов прошел заводские испытания с 21 ноября 1974 года по июнь 1976 года.
Государственные корабельные испытания опытного образца комплекса А-223 «Снег» проводились с 13 по 22 августа 1975 года на головном речном артиллерийском корабле пр. 1208 (заводской № 201) на реке Амур в районе Хабаровска. В состав комплекса «Снег» входили: опытный образец установки ЗИФ-121М (выпуска 1974 года) и опытный образец системы ПУС «Искра-1208». Дальномерно-визирное устройство ДВУ с лазерным дальномером предполагалось установить после освоения его промышленностью.
В ходе испытаний было выполнено 10 стрельб. Из них по видимой береговой цели — 5, по невидимой береговой цели — 4, и видимой морской цели — 1.
Средняя скорострельность составила 12—16 выстрелов в минуту, т. е. 6—8 выстрелов в минуту на ствол. Все стрельбы по видимым береговым целям успешные. По видимой морской цели выполнена одна стрельба по щиту 5 х 2,15 м. Цель была накрыта, но попаданий в цель не отмечено.
ПУ ЗИФ-121М мало отличалась от своего прототипа. Основным отличием было отсутствие автоматического установщика трубки, т. к. осколочно-фугасные снаряды не имели дистанционных взрывателей.
В ПУ ЗИФ-121 длительный огонь по понятным причинам не предусмотрен. Но при создании ЗИФ-121М возникли серьезные трудности с обеспечением теплового режима при длительной стрельбе. В конце концов пришли к режиму 20 залпов, затем — перерыв в течение 2—3 минут для охлаждения от системы водяного охлаждения.
Снаряд М-14-ОФ штатный, широко используемый в сухопутных войсках.
Основными преимуществами установки ЗИФ-121М по сравнению с установками WM-18 и БМ-14-17, стреляющими также снарядами М-14-ОФ являлись:
а) возможность ведения стрельбы на ходу в условиях качки;
б) исключается необходимость выхода личного состава на палубу для стрельбы и заряжания;
в) более высокий темп стрельбы;
г) малые размеры верхней (надпалубной) части установки и ее бронирование снижают вероятность поражения установки и боезапаса.
В ходе испытаний на корабле пр. 1208 комплекс А-223 «Снег» испытания выдержал и 17.09.1975 г. был рекомендован к принятию на вооружение ВМФ.
В 1977 году комплекс был принят на вооружение.
Пусковая установка КЛ-101 (ПК-16) с 82-мм турбореактивным противорадиолокационным снарядом РУПП-82*
Установка КЛ-101 и снаряды помех разрабатывались по Постановлению СМ № 832-372 от 21.07.1959 г.
Эскизно-технический проект установки КЛ-101 был выполнен ОКБ-43 и утвержден в сентябре 1960 года. Дальнейшая отработка установки КЛ-101 проводилась в ОКБ-34 в связи с ликвидацией ОКБ-43, согласно приказу от 11.01.1961 г.
Опытный образец, в который вошли одна установка правого исполнения и пульт управления, был изготовлен заводом № 7 в октябре 1961 года и прошел заводские испытания в ноябре того же года. По результатам заводских испытаний ЦКБ-34 и завод № 7 доработали опытный образец, который в январе-феврале 1962 года прошел Государственные полигонные испытания. На Госиспытаниях был выявлен ряд конструктивных недостатков комплекса, к он вновь был направлен на доработку.
Согласно приказу ГКОТ от 20.XI.63 г., в январе 1964 года работы по КЛ-101 (РУПП-82) были переданы из ЦКБ-34 в ЦКБ-7.
* — КЛ — индекс ОКБ-43, и РУПП - министерств и флота.