Предыдущая Оглавление Следующая

Модернизации и эксплуатация комплекса М-1

Для поражения целей, летящих на высотах свыше 10 км, Постановлением СМ № 561-233 от 21.06.61 г. была начата работа над ракетой В-601 для сухопутного комплекса С-125. После серии испытаний ракета В-601 Постановлением СМ № 479-199 от 29.05.64г. принята на вооружение сухопутных войск. В том же году было решено оснастить этой ракетой и морской комплекс М-1.

Ракета В-601 отличалась от В-600 только конструкцией маршевого двигателя и имела новую боевую часть. Боевая часть 5Б18 была разработана НИИ-6. На испытаниях она давала около 4500 осколков весом 4,72—4,79 кг. Новая боевая часть обеспечивала поражение целей с вероятностью 0,75—0,90 на промахе 20 м и вероятность 0,6 на промахе 25—47 м. В маршевом двигателе устанавливалась новая шашка весом 150 кг из пороха марки «301»

Для установки ракеты В-601 на ПУ ЗИФ-101 потребовалась доработка в части походного крепления ракеты. Кроме того, некоторой модернизации подверглась система управления «Ятаган».

Тем не менее, внедрение ракет В-601 во флоте затянулось. Первые 7 кораблей получили В-601 в течение 1967 года.

В1974-1976 годах проводилась очередная модернизация комплекса, который получил название «Волна-П». В ходе модернизации была повышена помехозащищенность как непосредственно радиоканалов управления ракетой, так и путем введения в состав корабельной системы управления оптических каналов сопровождения цели (телевизор 9Ш33).

В последующем, когда опять встала проблема защиты кораблей от низколетящих ПКР была проведена еще одна модернизация комплекса («Волна-Н») с использованием ракеты В-601М, обеспечивающая поражение цели на высоте 3—5 метров над гребнем волны.

Вслед за ПУ ЗИФ-101 на заводе № 7 была создана спаренная установка ЗИФ-102. Принципиальным отличием новой ПУ была подача ракет конвейерного типа, вместо барабанного. В результате боекомплект одной ПУ возрос с 16 до 32 ракет.

Говоря о комплексе М-1, нельзя не упомянуть о трагедии 30 августа 1974 года, в результате которой затонул большой противолодочный корабль «Отважный». В 10 часов 01 минуту сработал маршевый двигатель ракеты В-601, находившейся в барабане в кормовой ПУ ЗИФ-101. Всего в погребе было 15 боевых ракет и одна учебная болванка. Через 15-20 секунд сработал стартовый двигатель, вызвавший детонацию других ракет. На корабле начался пожар. Хотя вокруг «Отважного» находилось 28 кораблей и катеров, а до крымского берега было всего 19 миль, буксировка корабля была организована бестолково, и в 15 часов 57 минут (т. е. через 5 часов после взрыва) корабль затонул.

Так же, как с «Императрицей Марией» и «Новороссийском», причины катастрофы не были установлены. Тем не менее, версию самопроизвольного срабатывания маршевого двигателя комиссия отклонила, т. к. конструкция ракеты имеет ряд блокировок, исключавших такую ситуацию. Наиболее вероятная причина запуска двигателя — появление индукционного тока, наведенного РЛС соседних кораблей (взрыв произошел в ходе учений, но запуск ракет с кормовой ПУ даже не планировался). Вторая версия — «умышленное воздействие на ракету». Диверсия, разумеется, самая тривиальная версия, но она же единственная бесспорная версия*. Тем более, что самопроизвольных запусков маршевых ступеней на других кораблях и сухопутных комплексах С-125 с В-601 не было.

Несмотря на отдельные недостатки, комплекс М-1 оказался в целом удачным и получил широкое распространение в отечественном ВМФ, и до сих пор находится на вооружении.

Формально и фактически М-1 был первым универсальным ракетным комплексом. Уже в середине 60-х годов наши моряки научились поражать ракетами В-600 и В-601 надводные цели. По воспоминаниям моряков, плававших в Средиземном море на крейсерах пр. 58 бок о бок с американскими кораблями, при обострении ситуации на Ближнем Востоке они больше надеялись на М-1, чем на многотонные грозные П-35, так как время реакции ЗРК было на порядок меньше, чем у противокорабельных ракет.

Всего комплексом М-1 с ПУ ЗИФ-101 было вооружено 20 кораблей пр. 61, 61М и 61 МП; 4 корабля пр. 58; один пр. 56К; 8 пр. 56А**; и 5 кораблей пр. 61МЭ (построенных для Индии).

Комплекс М-1 с ПУ ЗИФ-102 получили 4 корабля пр. 1134, три — проекта 56У и восемь — проекта 57А.

Данные ракет В-600 и В-601

В-600

В-601

Индексы ракет

4К-90

4К-91

Полная длина ракеты, мм

5885

5948

Диаметр, мм:

1-ой ступени

552

2-ой ступени

379

Стартовый вес ракеты, кг

923

980

Индекс боевой части

4Г90

5Б18

Вес боевой части, кг

60

72

Скорость ракеты, м/с

ок.600

до 730

Максимальная высота стрельбы, км

10

14

Минимальная высота стрельбы, м

100

100

Максимальная наклонная дальность, км

15

22

Минимальная наклонная дальность, км

4

4

Скорость цели максимальная, м/с

600

700

Данные ПУ ЗИФ-101

Скорострельность

1 залп за 50 сек.

Угол ГН, град

±330

Угол ВН, град

-10,+95

Скорость ГН, град/с

40

Скорость ВН, град/с

30

Скорость стабилизации, град/с

15

Угол заряжания, град

90

Расстояние между осями ПУ

3500


* — Подробнее читатель может узнать о катастрофе из книги Б.А. Коржавина «Гибель «Отважного». СПб. 1994г.

** — Эсминец «Справедливый» пр. 56А в июне 1970 г. был передан Польше, где получил название «Варшава»

Предыдущая Оглавление Следующая