При действии по наземным целям эффективность каждого типа пушки определялась характером цели.
Так, при стрельбе по открыто расположенным живым целям эффективность 7,62-мм пули мало отличалась от 20-мм или 37-мм снаряда, так как их осколочное действие было очень слабо и для поражения личного состава требовалось прямое попадание.
При стрельбе же по автомобилям, железнодорожным составам и небольшим плавсредствам 7,62—12,7-мм пулеметы были малоэффективны, а действие авиационных пушек резко возрастало с увеличением калибра и массы снаряда.
Массовое поражение танков из авиационных пушек, широко разрекламированное в кинофильмах и мемуарах, в большинстве случаев относится к «охотничьим рассказам». Пробить бортовую броню среднего или тяжелого танка из 20—45-мм авиационной пушки попросту невозможно. Речь может идти только о броне крыши танка, которая была в несколько раз тоньше вертикальной и составляла 15—20 мм у средних и 30—40 мм у тяжелых танков. В авиационных пушках применялись как калиберные, так и подкалиберные бронебойные снаряды. В обоих случаях они не содержали взрывчатого вещества, а лишь иногда несколько граммов зажигательного. Подкалиберный снаряд пушки ВЯ пробивал броню 25 мм на расстоянии 400 м, калиберный снаряд пушки НС-37 — броню 50 мм на расстоянии 200 м. При этом снаряд должен был попасть перпендикулярно броне. Понятно, что в боевых условиях снаряды попадали в крышу танков под гораздо меньшими углами, что резко уменьшало их бронепробиваемость или вообще давало рикошет.
В ходе войны на полигоне НИИБТ был проведен опытный расстрел неподвижных танков. В спокойной обстановке с дистанции 300—400 м из 35 выстрелов ЛаГГ-3 в танк попало 3 снаряда и из 55 выстрелов Ил-2 тоже 3 снаряда. К этому надо добавить, что не каждый малокалиберный снаряд, пробивший броню танка, выводил его из строя.
Вот почему немцы и американцы для борьбы с танками пытались ставить на самолеты качающиеся части 50—75-мм противотанковых пушек. Пушки эти были полуавтоматическими, но это не имело существенного значения, так как прицельный выстрел все равно мог быть лишь один.
В целом за войну боевые потери советских средних и тяжелых танков по видам средств поражения составили: от артиллерии — 88-91%, от мин и фугасов — 8-4%, от бомб и артогня авиации — 4-5%. Хотя по отдельным операциям потери от огня авиации и доходили до 10-15%.
Подводя итоги применения авиационного оружия, следует отметить, что авиационные пушки полностью вытеснили пулеметы как обычного, так и крупного калибра. Война показала, что оптимальным калибром пушек истребителя должен быть калибр 23-30 мм, а для оборонительного вооружения бомбардировщика — 20-23 мм.
Создание в Германии реактивных бомбардировщиков и истребителей, а также крылатых ракет (типа «Фау-1» и других) заставило конструкторов приступить к проектированию авиационных пушек с темпом стрельбы более 1000 выстр./мин, а это уже требовало кардинальных изменений в конструкции пушек. Так, еще в 1943 г. фирма Маузер создала 20-мм автоматическую пушку MG-213C/20 револьверного типа с темпом стрельбы более 1700 выстр./мин, но довести ее до крупносерийного производства немцы уже не успели. Окончательно проблема создания высокоэффективных сверхскорострельных авиационных пушек была решена только после войны.
Производство авиационного вооружения в СССР 1942-1945 гг. |
|||||
Образец вооружения |
Разработчик образца |
Объем выпуска, шт. |
|||
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
||
7,62-мм ШКАС |
ЦКБ-14 |
— |
29 450 |
36 255 |
12 455 |
12,7-мм УБ |
ЦКБ-14 |
— |
43 690 |
38 340 |
42 952 |
20-мм ШВАК |
КИЗ №2 |
34 601 |
26 499 |
25 633 |
13 433 |
20-мм Б-20 |
ЦКБ-14 |
— |
— |
2275 |
7420 |
23-мм ВЯ |
ЦКБ-14 |
13 420 |
16 430 |
22 820 |
8736 |
23-мм НС-23 |
ОКБ-16 |
— |
— |
300 |
608 |
37-мм НС-37 |
ОКБ-16 |
40 |
4729 |
1087 |
977 |
45-мм НС-45 |
ОКБ-16 |
_ |
_ |
75 |
120 |