Вертолет А-129 «Мангуста» с подвешенными ПТУР «Toy»
Первоначальные требования к боевому вертолету были сформулированы армией Италии в 1972 г., одновременно с требованиями армии США к вертолету ААН. Но если американцы, засучив рукава, тут же взялись за дело, в Италии техническое задание пересматривалось и уточнялось вплоть до 1980 г. Тем не менее, фирма Агуста взялась за разработку боевой машины уже в 1973 г., правда, инженеры не успевали за стремительным полетом мысли генералов, выражавшемся в постоянном пересмотре концепции вертолета. Опытный вертолет, получивший обозначение А-129 и собственное имя «Мангуста», поднялся в воздух только в сентябре 1983 г., а его серийное производство началось в 1986 г.; первая же строевая часть была сформирована в 1988 г. Италия — страна победнее Штатов, соответственно, и вертолет, предназначенный для выполнения тех же задач, что и «Апач», получился попроще и поменьше (масса пустой «Мангусты» на добрых две тонны меньше «Апача»). В то же время, на нем присутствуют все атрибуты современного боевого вертолета: прицельно-пилотажная система ночного видения (первая в Европе), лазерный дальномер-целеуказатель, мультиплексная шина данных, центральная БЦВМ, современное связное и навигационное оборудование. Броня на вертолете практически отсутствует, а конструкция рассчитана на попадания не 23-мм снарядов, а пуль калибра 12,7 мм. Вооружение вертолета включает восемь ПТУР «Тоу»2 на четырех подкрыльевых узлах подвески или блоки НАР, контейнеры с пулеметами или пушками, возможна также подвеска шести ПТУР «Хеллфайр». Встроенной пушки вертолет не имеет, поскольку изначально предназначался для действий против бронированных целей, а европейские специалисты считают, что пушка для этих целей неэффективна (противотанковый «Тигр» также не имеет пушки). В настоящее время ведутся работы по созданию вертолета «Мангуста Интернешнл», предназначенного, главным образом, для экспорта. Наряду с другими усовершенствованиями, на вертолете установили подфюзеляжную турель с трехствольной 20-мм пушкой М197, пятилопастный несущий винт и новейшие американские двигатели Т800. Руководство фирмы Агуста возлагает большие надежды на эту машину; предполагается, что многие страны, которым необходимы боевые вертолеты, а «Апачи» — не по карману, выберут именно «Мангусту». Итальянцам удалось создать удачный легкий противотанковый вертолет, способный также выполнять задачи сопровождения транспортных вертолетов и борьбы с воздушным противником.
Модернизированный вертолет А-129 с пушечной турелью
Неожиданно для многих на рынок боевых вертолетов вышла Южно-Африканская Республика. Эта страна никогда не отличалась особыми успехами в области разработки оригинальной авиационной техники и вот пробный шар — боевой вертолет CSH-2 «Роивалк». Надо сказать, первый блин не вышел комом, машина получилась вполне современной. Фирма Атлас, проектировавшая этот вертолет, не имела опыта конструирования летальных аппаратов, что называется, с нуля. Компоновка «Роивалка» явно носит следы влияния «Апача», а динамическая система позаимствована у вертолета «Пума» («Пумы» широко использовались в ЮАР и разработчики детально ознакомились с их конструкцией). И все-таки «Роивалк» — вертолет оригинальной разработки, а не модификация существующего. Бронированные цели не являются приоритетными для юаровского вертолета, все-таки танков в Африке несколько меньше, чем в Европе. «Роивалк» — вертолет именно огневой поддержки своих войск. Это самый тяжелый из всех западных боевых вертолетов, вероятно, также и лучше всех из них забронированный. «Роивалк» вооружен 20-мм пушкой GA-1 (модифицированная MG-151, которая верой и правдой служила еще асам Геринга), на шести подкрыльевых пилонах могут размещаться блоки НАР, ПТУР ZT-8 национальной разработки, а также УР «воздух—воздух» «Кукри» или «Сайдуиндер». Кабины членов экипажа оборудованы многофункциональными дисплеями. В общем, новичкам в вертолетостроении из фирмы Атлас удалось создать вполне конкурентоспособный боевой вертолет. Первый полет опытный вертолет XDM — первый прототип CSH-2 выполнил 11 февраля 1990 г., в 1992 г. начались летные испытания второй опытной машины ADM, и третий прототип EDM, оснащенный всеми системами, совершил первый полет в 1996 г. Планируется, что, начиная с 1998 г., «Роивалки» начнут поступать на вооружение армии ЮАР. Вертолет активно рекламируется на внешнем рынке, в перспективе он может составить серьезную конкуренцию «Апачу». К примеру, в борьбе за право поставок вертолетов вооруженным силам Малайзии уже схлестнулись в жестокой конкурентной схватке фирмы Макдоннелл-Дуглас и Атлас.