Поисково-спасательный вертолет Каман HU2K-1
Незаменимы вертолеты в поисково-спасательных операциях на море: на сегодняшний день вертолет является наиболее эффективным средством спасения потерпевших кораблекрушение людей. Не случайно в требованиях к вертолетам корабельного базирования, независимо от основного "Назначения, специально оговаривается возможность использования их в качестве поисково-спасательных. Актуальным остается и использование вертолетов для транспортировки людей и грузов между кораблями в море, между кораблями и берегом. Во многих странах вертолеты применяются для высадки и огневой поддержки десанта. Существует положительный опыт использования вертолетов в качестве тральщиков (разминирование советскими и американскими вертолетами Суэцкого канала).
Схема вертолета Каман SH-2G «Супер Сиспрайт»
Различные задачи, решаемые корабельными вертолетами, а также относительная простота их размещения на корабле, привели к многообразию типов кораблей и судов, имеющих на борту вертолеты. Для борьбы с подводными лодками используются эсминцы, фрегаты, корветы, большинство из которых имеет на борту 1-2 противолодочных вертолета. Кораблям, имеющим на вооружении ракетное оружие (крейсерам, эсминцам), вертолеты требуются для загоризонтного наведения ПКР и противолодочной обороны. На авианосцах вертолеты применяются для спасения катапультировавшихся летчиков и, опять же, для противолодочной обороны в непосредственной близости от авианосца, — в так называемой «внутренней зоне защиты». Вертолеты обосновались и на палубах вспомогательных судов, таких как танкеры снабжения и плавбазы подводных лодок, где они используются для перевозки людей и грузов. Особой областью применения вертолетов являются десантные операции. В США со времен второй мировой войны огромное внимание уделяется технике, предназначенной для высадки десантов. Вспомним, именно американцы впервые применили в Корее высадку морского десанта с вертолетов. Развитие техники и тактики морских десантных операций привело к созданию в США универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев типа «Иводзима» (первый корабль серии передан флоту в 1961 г., водоизмещение — 11 000 т, может нести до 20 вертолетов), «Тарава»(первый передан флоту в 1976 г., водоизмещение — 39 000 т, до 26 вертолетов) и «Уосп» (первый передан флоту в 1989 г., водоизмещение — 40 500 т, до 46 вертолетов). На кораблях могут базироваться все типы вертолетов, имеющихся на вооружении ВМС и корпуса морской пехоты США, начиная от тяжелых транспортных СН-53, и кончая вертолетами огневой поддержки АН-1 «Си Кобра»*.
Вертолет SH-60 «Си Хоук»
* Подробно о боевом вертолете АН-1 рассказано в журнале "Авиация и космонавтика» №№ 3, 4 и 7 за 1997 год.