Вторым в мире по боевой мощи до недавнего времени был военно-морской флот Советского Союза. Исторически получилось так, что корабельной авиации, авианосцам в СССР не везло. Сначала в чехарде послереволюционных лет пошли на слом корпуса линейных крейсеров типа «Бородино», которые вполне можно было переделать в авианосцы, затем, при принятии программы развития флота, Сталин в качестве приоритетов среди тяжелых кораблей выбрал линкоры и тяжелые крейсера, а авианосцы были отодвинуты на задний план. После войны, когда во всем мире главенствующее положение авианосцев в войне на море уже никем не оспаривалось, в нашей стране полным ходом шло строительство тяжелых крейсеров, а авианосцы опять остались на бумаге. При великом реформаторе Никите Сергеевиче считалось, что баллистические ракеты решают все проблемы, а авианосец не более чем хорошая мишень для них. Перелом в оснащении ВМФ СССР авианесущими кораблями наметился в 70-е годы, с принятием в состав флота «карманного авианосца», — авианесущего крейсера «Киев», за ним последовали его систер-шипы «Минск», «Новоросийск» и «Баку», а в 1990 году в море вышел первый полноценный авианосец отечественной постройки — «Тбилиси». Казалось, еще немного, и за ним последуют «Варяг», «Ульяновск». Не получилось. Известные политические изменения, произошедшие в нашей стране, правильнее сказать, странах, по сути поставили крест на развитии авианосцев в России на ближайшие годы, а то и десятилетия. Один за другим выведены из состава флота и проданы на металлолом первые авианесущие крейсера, ржавеет у заводской достроечной стенки заграничного теперь Николаева «Варяг», и только «Тбилиси», сменивший название на «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», находится в строю.
Вертолет Ка-29 на палубе корабля
Но если авианосные самолеты в России просто рок какой-то преследует, то вертолетам повезло больше. Первые опыты по базированию вертолетов на кораблях в СССР производились в 50-х годах и завершились вступлением в состав флота сторожевых кораблей типа «Комсомолец Украины», имеющих на борту противолодочный вертолет Ка-25, а в конце 60-х флоту были переданы уникальные крейсера-вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», имеющие на борту по 14 Ка-25. Вертолеты прочно обосновались на отечественных кораблях.
Вертолет Ка-27