Александр Кощавцев
В марте 1997 года в третий раз в Объединенных Арабских Эмиратах прошла одна из самых крупных в мире выставок военной техники и вооружения IDEX'97. Арабский мир всегда был одним из самых «бездонных» рынков оружия. Долгое время СССР и США (а с ними и другие страны НАТО) делили этот рынок пополам. С некоторых пор приоритеты и пристрастия различных стран очень сильно изменились. Арабские страны готовы закупать оружие не там, где положено в соответствии с политическим курсом, а там где лучше и дешевле. Поэтому в 1993 году в Абу-Даби и была открыта первая выставка IDEX'93. С первого же дня Россия выставила самые лучшие образцы техники и вооружения, которые разрешены на экспорт. В этом году на российских стендах также было на что посмотреть. Однако посетители выставок, будь то профессионалы, или просто обыватели, больше любят глазеть на то, что можно пощупать руками. Поэтому основное внимание было приковано к технике, стоящей «живьем» около павильонов.
Из российской авиационной техники в Абу-Даби был выставлен новый ударный вертолет Ка-50 «Черная Акула». Вертолет был представлен в двух вариантах: серийный Ка-50 (бортовой номер 22) из ЦБПП в Торжке и Ка-50Н (бортовой 18). Последний предназначен для ведения боевых действий, как днем, так и ночью. Поэтому в носовой части вертолета была смонтирована обзорно-прицельная оптико-электронная система (в ее состав входит тепловизор и лазерный дальномер-целеуказатель с пеленгатором) и телевизионная система «Шквал», ранее отработанная на штурмовике Су-25ТМ. Кроме того, над втулкой несущего винта в обтекателе стоит радиолокационная система «Арбалет». Все эти средства позволяют Ка-50Н обнаруживать и уничтожать наземные и воздушные цели ночью и в условиях ограниченной видимости. Еще более расширенный комплекс оборудования установлен на двухместном разведывательно-ударном вертолете Ка-52 «Аллигатор», впервые представленном публике в ноябре 1996 года, и показанном в полете летом 1997 года.
Вертолеты Ка-50 демонстрировались и на земле и в воздухе, где выполняли одиночное и групповое пилотирование. По маневренности, а также по максимальной скорости в 320 км/ч, Ка-50 не имеет себе равных в мире. К сожалению, в первый день показов на полигоне «Al Maqatrah» стрельбы из орудия и пуски ракет «Вихрь» были не совсем удачными. Однако в дальнейшем наши летчики показали себя и свою машину с лучшей стороны.
Лучший прыжок на выставке. «В полете» Т-80УК