Предыдущая Оглавление Следующая

Сто десять лет назад, 7 марта (24 февраля по ст. ст.) 1888 года в Николаевском адмиралтействе началось строительство эскадренного броненосца «Двенадцать Апостолов».

«Двенадцать Апостолов» — четвертый мореходный броненосец, построенный для Черноморского флота по 20-летней программе (1888—1902). Он стал первым из отечественных кораблей нового, ставшего классическим конструктивного типа эскадренного броненосца конца XIX — начала XX века.

Сборка корпуса на стапеле Николаевского адмиралтейства началась под руководством корабельного инженера С.К.Ратника 24 февраля 1888 года*. Энергично разворачивающиеся первоначально работы спустя месяц-другой начали тормозиться из-за нерешенности множества проектных и организационных проблем. Решение всех вопросов затянулось более чем на год, и только 9 августа 1889 года состоялась официальная закладка корабля, спуск на воду — 1 сентября 1890 года. 28 апреля 1892 года после наспех проведенных швартовых испытаний корабль прибыл в Севастополь на достройку, которая продолжалась в течение двух с лишним лет. В то же время, 1 мая 1893 года корабль начал свою первую кампанию.

Артиллерия главного калибра состояла из четырех 305-мм пушек длиной в 30 калибров картузного заряжания Обуховского завода в барбетных установках, имевших поворотные броневые куполообразные прикрытия над орудиями. Четыре 152-мм пушки устанавливались в каземате, который для повышения устойчивости располагался на уровне второй батарейной палубы. Кроме того, на вооружении корабля имелись 12 47-мм, 14 пятистиствольных 37-мм и две 64-мм десантные пушки, 6 381-мм торпедных аппаратов. Бронирование: борт — 229—356 мм, палуба — 51—66 мм, башни — 305 мм, рубка — 203 мм, броня — сталежелезная. Дополнительной защитой служили шедшие вдоль бортов угольные ямы.

KaOSu010.jpg

Главная энергетическая установка состояла из двух вертикальных машин тройного расширения контрактной мощностью 8500 л.с, приводивших во вращение два гребных винта диаметром 5,26 и шагом 7,01 м при частоте вращения до 90 об/мин. Пар для главных машин производили 4 одинарных и 2 двойных цилиндрических огнетрубных котла с суммарной нагревательной поверхностью 1880 м:. Два цилиндрических котла меньшей производительности подавали пар для вспомогательных механизмов на стоянках. Контрактная максимальная скорость — 15,57 уз, практически скорость при нормальных условиях эксплуатации не превышала 14,5 уз. Дальность плавания 10-узловым экономичным ходом с полным запасом составляла около 1300 миль. Полное водоизмещение — 8119 т, основные размерения: длина наибольшая — 104,2, ширина — 18,36 осадка — 8,2 м. На корабле нашли применение многие технические новинки того времени: динамо-машины фирмы «Сименс» с напряжением 100 В вместо применявшихся ранее 50—70 В, усовершенствованная система управления огнем Н.Г.Гейслера, винтовой рулевой привод системы Девиса и Форрестера, безвантовые мачты, вытяжные электровентиляторы, с двигателями, встроенными в вентиляционный раструб, аккумуляторные батареи на случай выхода из строя динамомашин.

7 сентября 1907 года «Двенадцать Апостолов» переквалифицировали в линейный корабль, 19 марта 1911 года корабль разоружен и сдан на хранение севастопольскому порту, а 22 августа 1914 года переоборудован в блошкив. В 1924 году он был частично демонтирован и 28 января 1931 года исключен из списков флота в связи с передачей «Рудметаллургторгу» для реализации.

KaOSu011.jpgKaOSu012.jpg

*Все даты до 14 февраля 1914 года даны по старому стилю.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz