Сто десять лет назад, 7 марта (24 февраля по ст. ст.) 1888 года в Николаевском адмиралтействе началось строительство эскадренного броненосца «Двенадцать Апостолов».
«Двенадцать Апостолов» — четвертый мореходный броненосец, построенный для Черноморского флота по 20-летней программе (1888—1902). Он стал первым из отечественных кораблей нового, ставшего классическим конструктивного типа эскадренного броненосца конца XIX — начала XX века.
Сборка корпуса на стапеле Николаевского адмиралтейства началась под руководством корабельного инженера С.К.Ратника 24 февраля 1888 года*. Энергично разворачивающиеся первоначально работы спустя месяц-другой начали тормозиться из-за нерешенности множества проектных и организационных проблем. Решение всех вопросов затянулось более чем на год, и только 9 августа 1889 года состоялась официальная закладка корабля, спуск на воду — 1 сентября 1890 года. 28 апреля 1892 года после наспех проведенных швартовых испытаний корабль прибыл в Севастополь на достройку, которая продолжалась в течение двух с лишним лет. В то же время, 1 мая 1893 года корабль начал свою первую кампанию.
Артиллерия главного калибра состояла из четырех 305-мм пушек длиной в 30 калибров картузного заряжания Обуховского завода в барбетных установках, имевших поворотные броневые куполообразные прикрытия над орудиями. Четыре 152-мм пушки устанавливались в каземате, который для повышения устойчивости располагался на уровне второй батарейной палубы. Кроме того, на вооружении корабля имелись 12 47-мм, 14 пятистиствольных 37-мм и две 64-мм десантные пушки, 6 381-мм торпедных аппаратов. Бронирование: борт — 229—356 мм, палуба — 51—66 мм, башни — 305 мм, рубка — 203 мм, броня — сталежелезная. Дополнительной защитой служили шедшие вдоль бортов угольные ямы.
Главная энергетическая установка состояла из двух вертикальных машин тройного расширения контрактной мощностью 8500 л.с, приводивших во вращение два гребных винта диаметром 5,26 и шагом 7,01 м при частоте вращения до 90 об/мин. Пар для главных машин производили 4 одинарных и 2 двойных цилиндрических огнетрубных котла с суммарной нагревательной поверхностью 1880 м:. Два цилиндрических котла меньшей производительности подавали пар для вспомогательных механизмов на стоянках. Контрактная максимальная скорость — 15,57 уз, практически скорость при нормальных условиях эксплуатации не превышала 14,5 уз. Дальность плавания 10-узловым экономичным ходом с полным запасом составляла около 1300 миль. Полное водоизмещение — 8119 т, основные размерения: длина наибольшая — 104,2, ширина — 18,36 осадка — 8,2 м. На корабле нашли применение многие технические новинки того времени: динамо-машины фирмы «Сименс» с напряжением 100 В вместо применявшихся ранее 50—70 В, усовершенствованная система управления огнем Н.Г.Гейслера, винтовой рулевой привод системы Девиса и Форрестера, безвантовые мачты, вытяжные электровентиляторы, с двигателями, встроенными в вентиляционный раструб, аккумуляторные батареи на случай выхода из строя динамомашин.
7 сентября 1907 года «Двенадцать Апостолов» переквалифицировали в линейный корабль, 19 марта 1911 года корабль разоружен и сдан на хранение севастопольскому порту, а 22 августа 1914 года переоборудован в блошкив. В 1924 году он был частично демонтирован и 28 января 1931 года исключен из списков флота в связи с передачей «Рудметаллургторгу» для реализации.
*Все даты до 14 февраля 1914 года даны по старому стилю.