Девяносто лет назад, в марте 1908 года в поселке Кукуй закончена сборка семи бронированных речных канонерских лодок типа «Вогул» для реки Амур.
Большая часть сухопутной границы на Дальнем Востоке проходила по реке Амур. Для ее охраны необходимо было иметь хорошо оснащенную речную флотилию. Приоритет был отдан строительству канонерских лодок. 31 октября 1904 года Морское министерство заключило с Сормовским заводом контракт на постройку 10 таких кораблей. Технические условия и спецификацию разработал корабельный инженер К.А.Теннисон. Приказом по министерству от 14 ноября 1905 года кораблям присвоили названия «Бурят», «Монгол», «Орочанин». «Вогул», «Вотяк», «Калмык», «Киргиз», «Корел», «Сибиряк», «Зырянин».
Канонерские лодки строили на Сормовском заводе, а затем отправляли по железной дороге в поселок Кукуй на реке Шилке, где их окончательно собирали на временных стапелях созданного там отделения Сормовского завода. Артиллерийское вооружение состояло из двух 75-мм орудий системы Канэ и четырех переносных пулеметов. Боевая рубка, элеваторы и носовая часть мостика защищались 12-мм броней. Водоизмещение составляло 193 т, главные размерения 54,5 х 8,2 х 0,61 м. Паровые машины мощностью 480 л. с. обеспечивали скорость полного хода до 11 уз.
Когда лодки находились уже в достройке, было решено усилить их вооружение и бронирование. Поскольку первые три лодки «Бурят», «Монгол», «Орочанин» имели высокую степень готовности, их решили достроить по первоначальному проекту. Они стали называться канонерскими лодками типа «Бурят», а модернизированные — по имени головного корабля — типа «Вогул». Доработки производились на месте сборки в поселке Кукуй и завершились в марте 1908 года. Приемные испытания начались в мае, а 24 сентября 1909 года канонерские лодки типа «Вогул» зачислили в состав Амурской флотилии.
В отличие от первоначального проекта на переработанных лодках борта и палубы защищались броней толщиной 9,5—12,7 мм. Вооружение состояло из двух 120-мм орудий, 122-мм гаубицы и четырех пулеметов. Кроме того, паровые котлы были переведены с угольного на нефтяное отопление. При этом водоизмещение возросло до 244 т, а осадка до 0,84 м, но скорость снизилась незначительно, всего до 10 уз. В июне 1910 года лодки оснастили радиотелеграфными станциями.
В 1918—21 годах во время японской интервенции лодки «Зырянин», «Калмык», «Киргиз» и «Корел» были выведены из строя, остальные продолжали службу в Красном флоте. При этом они получили новые имена; «Вогул» - «Беднота», потом — «Красная Звезда», «Вотяк» — «Пролетарий», «Сибиряк» — «Красное Знамя». Лодки неоднократно проходили капитальные ремонты и модернизацию. В результате на вооружении появились современные 100-мм длинноствольные пушки, 37-мм и 20-мм зенитные автоматы, крупнокалиберные пулеметы, а также приспособления для постановки мин. Мощность главных машин (у «Красной Звезды» и «Красного Знамени») возросла до 1600 л. с, коренным образом изменился и архитектурный облик кораблей.
«Красная Звезда» и «Пролетарий» участвовали в войне с Японией в 1945 году и были удостоены гвардейского звания. Последней из списков флота исключена «Красная Звезда» — 31 августа 1961 года, через 52 года после вступления в строй.
Пятьдесят пять лет назад, 20 марта 1943 года в состав ВМФ принята головная малая подводная лодка М-200 «Месть» проекта 96 (серия XV).
Созданные в 30-х годах малые подводные лодки серий VI, Vl-бис и XII имели существенные недостатки. У них была низкая мореходность, плохие условия обитания. Одновальная энергетическая установка не обеспечивала достаточной живучести. Но самое главное, два торпедных аппарата без запасных торпед позволяли за боевой выход сделать только один залп (стрельба одной торпедой в то время не могла быть эффективной), после чего приходилось возвращаться на базу для перезарядки торпедных аппаратов.
Проект 96 (серия XV) малой подводной лодки с улучшенными тактико-техническими данными был разработан в 1939 году в ЦКБ-18 под руководством Ф.Ф.Полушкина. Особенностями его стали полуторакорпусная конструкция с булями по бокам прочного корпуса, в которых размещались цистерны главного балласта, двухвальная главная энергетическая установка, четыре носовых торпедных аппарата. Кроме того, были сокращены типоразмеры арматуры и появилась возможность секционной сборки лодки.
Лодки XV серии выгодно отличались не только от отечественных малых подводных лодок 30-х годов, но и от иностранных аналогичного класса, включая современные им германские серии IIС. Водоизмещение надводное составляло 281 т, подводное — 351 т, главные размерения 50,5 х 4,4 х 2,81 м, предельная глубина погружения — 70 м, рабочая — 60 м, два главных дизеля 11Д по 600 л. с, электродвигатели ПГ-17 по 218 л. с, надводная скорость хода 15,5 уз, подводная — 7,9 уз, дальность плавания надводная — 4500 миль при скорости экономического хода 8 уз, подводная — 85 при скорости 2,9 уз, автономность — 10 суток, экипаж 32 человека. Кроме четырех 533-мм торпедных аппаратов имелась 45-мм пушка.