Предыдущая Оглавление Следующая

По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7 узлов шумность лодок типа Improved Akula меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles (SSN751). Разрыв в шумности АПЛ Akula-2 и американских лодок еще больше. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д.Бурда (Jeremy Boorda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Akula-2 на скоростях менее 6-9 узлов. По мнению адмирала, этот корабль по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.

В составе Северного флота имеется две больших атомных ракетно-торпедных подводных лодки с корпусом из титанового сплава проекта 945 (типа Sierra-1, 5830/9000 т) и две 945А (Sierra-2, 6400 т), в целом, близких АПЛ проекта 971, обладающих приблизительно такой же рабочей глубиной погружения (700 м), но имеющих меньшее водоизмещение и развивающих на два узла большую максимальную скорость. АПЛ типа Sierra-1 несут два ТА калибром 650 мм и четыре - 533 мм. В состав их вооружения входят торпеды и ПЛУР. На лодках типа Sierra-2 установлено шесть ТА калибром 533 мм, а вооружение дополнено КР типа "Гранат".

Основную массу российских ракетно-торпедных АПЛ составляют 26 лодок проекта 671РТМ и 671РТМК (Victor-III, 4780/7250 т, скорость более 30 узлов, рабочая глубина - более 300 м), вступивших в строй в 1978-87 гг. 16 ДПЛ этого типа находится в составе СФ и 10 - на ТОФ. По оценкам американских моряков, уровень малошумности лодок пр. 671РТМ приближается к соответствующему показателю американских АПЛ типа "Лос-Анджелес" первых серий. Все они, по мимо торпед и ракето-торпед, оснащены крылатыми ракетами типа "Гранат".

На Северном флоте осталась последняя из шести построенных в 1977-83 гг. сверхскоростных (41 узл.) атомных подводных лодок пр.705К (Alfa) с корпусом из титановых сплавов и реактором на жидкометаллическом теплоносителе. Лодка используется, в основном, как опытовая и корабль-цель (несмотря на высокую скорость, эта АПЛ имеет ограниченные боевые возможности из-за высокого уровня шумов, а также усложненной эксплуатации).

Российский флот продолжает быстрыми темпами расставаться с атомными торпедными подводными лодками второго поколения. К началу 1996 года в составе ВМФ сохранились лишь пять АПЛ проекта 671РТ (Victor-II) и восемь проекта 671 (Victor; в 1972-78 и в 1967-74 гг. было построено, соответственно, 7 и 15 лодок обоих типов). В то же время, по мнению американцев, к 2000 году все оставшиеся в строю российские АПЛ второго и третьего поколений пройдут модернизацию, значительно снижающую их шумность (впрочем, принимая во внимание экономическое положение страны, такой прогноз представляется весьма оптимистичным) .

В боевом составе ВМС США к началу 1996 года имелось 57 АПЛ третьего поколения SSN688 типа "Лос-Анджелес" (6900 т, 30-32 узл.). Первая лодка этого типа вступила в строй в 1976 г. В 1994 г. она была исключена из состава флота, в 1995 г. эта учесть постигла еще один корабль данного проекта. В то же время последние две АПЛ типа "Лос-Анджелес" вступили в строй в 1996 году. Лодки этого типа несут до восьми крылатых ракет "Томагавк", выстреливаемых из четырех 533-мм торпедных аппаратов. Кроме того, из ТА может осуществляться и запуск противокорабельных ракет малой дальности "Гарпун". Начиная с 40-й лодки, SSN751 "Сан-Хуан" (1988 г.), АПЛ выполнены в усовершенствованном варианте, известном как SSN688-I (Improved Los Angeles). Они имеют новую автоматизированную систему управления, звукопоглощающее покрытие корпуса и пониженную шумность. Вне прочного корпуса размещено 12 вертикальных шахт для КР "Томагавк", что позволило довести общее число ракет этого типа на борту лодки до 20.

Как и в России, в США быстрыми темпами идет "вымывание" из ВМС атомных подводных лодок второго поколения. К началу 1996 г. в строю имелось 20 (из 37 построенных в 1966-75 гг.) АПЛ типа "Стерджен". Одна лодка "Нарвал" (1969 г.) и одна - типа "Лос-Анджелес" используются как опытовые. Кроме того, две бывшие ПЛАРБ типа "Франклин" с демонтированным ракетным вооружением переоборудованы в носители боевых пловцов.

Великобритания имеет пять АПЛ типа "Свифтшур" (1973-81 гг., 4500 т, 29 узл.) и семь новейших лодок "Трафальгар" (1983-90 гг., 5900 т) - самых скоростных среди западных АПЛ (32 узл.). В 1995 г. начато их оснащение тактическими крылатыми ракетами "Томагавк", выстреливаемыми из торпедных аппаратов.

В составе французского флота - шесть атомных торпедных лодок типа "Рубис", первая вошла в строй в 1983 году. Это сравнительно небольшие (2700 т) корабли, обладающие, тем не менее, мощным вооружением (четыре 533 ТА с суммарным боекомплектом из 14 торпед, мин или малогабаритных ПКР "Экзосет" SМ39), а также низким уровнем шумности.

Китай располагает пятью АПЛ типа "Хань" (1974-90. гг., 5000 т, 25 узл.) с торпедным вооружением. Последние три АПЛ, имеющие увеличенное водоизмещение, оснащены, также, ПКР типа "Инцзи" (М=0,9, дальность 40 км), запускаемыми лишь в надводном положении. В 2003-05 гг. ожидается начало строительства новых атомных подводных лодок типа 093, по своим характеристикам близким российской АПЛ типа Victor-3 (пр.671РТМ). Их предполагается вооружить новыми противокорабельными ракетами с подводным стартом, созданными на базе ПКР "Инцзи".

Кроме боевых атомных подводных лодок, российский флот располагает "атомными глубоководными станциями" - невооруженными АПЛ, используемыми для проведения исследований или участия в операциях специального назначения. АПЛ проекта 10831 (2100 т, западное обозначение NORSUB-5) имеет корпус из титанового сплава, обеспечивающий возможность погружения на глубину до 1000 м. Три лодки проекта 1910 (Uniform), вступившие в строй в 1983-96 гг. в Санкт-Петербурге, способны развивать скорость до 30 узлов и высаживать боевых пловцов. АПЛ проекта 1851 (X-Ray) водоизмещением 1000 т имеет барокамеру для глубоководных работ с водолазами. Зарубежные флоты подобных атомных подводных лодок не имеют.

Западные обозреватели отмечают, что Россией в 1980-90-х годах достигнут существенный прогресс в создании дизель-электрических подводных лодок ДЭПЛ). Удалось добиться радикального снижения физических полей корабля, а также значительно увеличить поисковые и ударные возможности. Это позволило нашей стране в середине 1990-х годов выйти на первое место в мире по экспорту этого класса вооружений.

С 1977 г. продолжается строительство (как для ВМФ России, так и на экспорт) дизель-электрических ПЛ проекта 877 ("Варшавянка" или, по западной классификации, Kilo) и их усовершенствованного варианта - лодок проекта 636 (первый корабль этого типа спущен на воду летом 1994 г.). В конце 1995 г. составе ВМФ имелось 24 ДЭПЛ типа "Варшавянка" и 18 - проекта 641Б (Tango). Ведутся работы по созданию нового поколения неатомных подводных лодок семейства "Амур", как "классических" дизель-электрических (предназначенных, в первую очередь, на экспорт), так и оснащенных силовой установкой принципиально нового типа с использованием топливных элементов. Это ставит лодки типа "Амур" по дальности подводного хода как бы в промежуточное положение между ПЛ обычного типа и атомными подводными лодками.

США и Великобритания в настоящее время не располагают дизель-электрическими ПЛ и не предполагают их строительство в обозримом будущем (четыре лодки Королевских ВМС типа "Апхолдер" выведены из состава флота и находятся на консервации в ожидании зарубежных покупателей).

Состав ДЭПЛ других стран НАТО также постепенно "стареет". В ВМС Германии имеется 18 весьма удачных ДЭПЛ малого водоизмещения типа 206 (1973-75 гг., 498 т; 12 из них прошли модернизацию и получили обозначение тип 206А), а также две последние из шести построенных в 1967-69 гг. лодок типа 205. Однако в 1997 г. предполагается начать строительство серии из четырех ПЛ типа 212 (1200 т).

Франция имеет четыре ДЭПЛ типа "Агоста" (1977-78 гг., 1725 т) и три из девяти построенных - "Дафнэ" (1964-70 гг., 1038 т). Дальнейшее строительство кораблей этого класса не предполагается. В составе флота Греции - восемь современных ПЛ типа 209 (германской постройки) и две устаревших лодки, построенные в США в первые послевоенные годы. Италия располагает 10 подводными лодками (в 2000 г. предполагается начать строительство новой серии ДЭПЛ), Норвегия - 12, Испания - восемью устаревшими ПЛ французской постройки. В Швеции имеется 11 ДЭПЛ и ведется постройка трех ПЛ типа "Готланд" (1490 т), оснащенных двигателями Стирлинга, работающими по замкнутому циклу, что значительно увеличивает дальность подводного хода (это альтернатива силовой установке, работающей на топливных элементах). Первая ПЛ типа "Готланд" должна вступить в строй в 1997 году.

Предыдущая Оглавление Следующая