Сравнительные баллистические данные 45-мм ПТП
Таблица 1
Завод «Красный Путиловец» |
Завод № 8 |
|||
Вес снаряда, кг |
1,41 |
1,345 |
1,41 |
1,345 |
Начальная скорость, м/с |
725 |
740 |
760 |
775 |
Объем каморы, л |
450 |
445 |
525 |
520 |
Максимальное давление, кг/см2 | 2620 | 2464 | 2400 | 2375 |
Таблица 2
Данные испытаний на бронепробиваемость 45-мм пушек
Толщина цементируемой брони, мм |
Угол встречи |
Дальность, м |
Завод «Красный Путиловец» |
Завод №8 |
30 |
0° |
1700 |
- |
Пробивает на пределе |
1600 |
- |
+ |
||
1500 |
+ |
+ |
||
30° |
1000 |
- |
- |
|
800 |
- |
+ |
||
750 |
_ |
+ |
||
700 |
+ |
+ |
||
40 |
0° |
1300 |
- |
- |
1250 |
- |
+ |
||
1000 |
+ |
+ |
||
30° |
600 |
- |
Пробивает на пределе |
|
500 |
- |
+ |
||
400 |
- |
+ |
||
350 |
+ |
+ |
В 1932 г. было предъявлено 254 пушки, сдано 404, в число которых вошли и пушки, изготовленные в 1931 году.
В программу 1933 г. пушки 1-К включены не были, но из задела прошлых лет сдано 105 пушек.
На 1.01.1936 г. в Красной армии имелось 506 37-мм пушек 1-К. Из них годных — 422, требующих капремонта — 53, учебных — 28 и негодных — 3.
Броневая защита состояла из нижнего, лобового и двух боковых щитов. Угол наклона лобового щита 45°.
Прицельное приспособление состояло из простой прицельной трубы с полем зрения около 12°. Прицельная дальность 2500 м.
Колеса деревянные со стальной ступицей и шиной. Подрессоривания нет.
В ходе войсковых испытаний в Белоруссии в 1932 г. было установлено, что перевозка 37-мм ПТП обр. 1930 г. возможна только шагом. Перевозка рысью возможна только по хорошей грунтовой дороге. Движение аллюром по шоссе и плохим грунтовым дорогам расстраивает систему. Орудие с трудом перекатывается вручную при откинутом нижнем щите, так как этот щит задевает за неровности местности.
Осколочный снаряд О-160 имел очень слабое осколочное действие по живой силе. Снаряд давал 34—65 осколков весом свыше 2-х грамм. Предельная дальность поражения осколками составляла 30 м. (См. табл.6, 7)
Таблица 3
Данные батальонных орудий 1915—1928 гг.
Наименование системы |
37-мм Маклена |
37-мм Розенберга |
37-мм Грюзонверке |
|
Лафет |
колесный |
Розенберга |
Дурляхера |
Дурляхера |
Калибр, мм |
37 |
37 |
37 |
|
Длина ствола, мм/клб |
2591/70,0 |
824/22,8 |
870/23,5 |
|
Вес ствола с затвором, кг |
130,0 |
39,3 |
40,1 |
|
Угол ВН (с колес), град. |
-10,5°;+13,5° |
-5°; +15° |
-5°; +15° |
-5°;+15° |
Длина отката: нормального, мм |
_ |
около 20 |
100 |
85-115 |
предельного, мм |
— |
— |
— |
140 |
Ширина хода на колесах, мм |
1207 |
780 |
700 |
700 |
Вес в боевом положении, кг |
336 |
180 |
178 |
171 |
Скорострельность, выстр./мин |
100 |
8 |
8 |
около 8 |
расчет, чел. |
3—4 |
3—4 |
3—4 |
3—4 |
Баллистические данные: |
||||
вес снаряда, кг |
0,48 |
0,68 |
0,68 |
|
начальная скорость, м/с |
442 |
435 |
435 |
|
дальность, м/угол, град. |
3200/14°35' |
3200/14°35' |
3200/14°35' |
Таблица 3
Данные батальонных орудий 1915—1928 гг.
Наименование системы |
45-мм ПТП ММ Соколова |
45-мм ПТП ММ Лендера |
45-мм ПТП БМ Лендера |
60-мм гаубица Лендера |
65-мм гаубица Дурляхера |
45-мм ПТП з-да "Кр. Путиловец" |
Ствол |
||||||
Калибр, мм |
45 |
45 |
45 |
60 |
65 |
45 |
Длина ствола, мм/клб |
1233/27 |
1176/26 |
1372/30,5 |
1408/23,5 |
1235/19 |
1700/37,8 |
Вес ствола с затвором, кг |
43,5 |
36,6 |
82—83 |
81,6 |
31,9 |
92 |
Конструктивные данные лафета |
||||||
Угол ВН с колес, град. |
-4,5;+40,5° |
-1°;+34° |
-1°;+31,5° |
-1°;+31,5° |
-4°;+41° |
0°;+22°40' |
Угол ГН с колес, град. |
48° |
25° |
33° |
33° |
21° |
54° |
Угол ВН с катков, град. |
- |
-5°;+25° |
-5°;+25° |
-5°;+25° |
— |
— |
Вес в боевом положении, кг |
261 |
215 |
310/249* |
310/249* |
204 |
374 |
Эксплуатационные данные |
||||||
скорострельность, выстр/мин. |
10,5 |
12,5 |
17 |
15-17 |
9-12 |
17 |
Расчет, чел. |
4 |
4 |
3—4 |
3—4 |
4 |
4 |
Баллистические данные |
||||||
А. Легкий (бронебойный) снаряд |
||||||
вес, кг |
1,26 |
1,41 |
1,26 |
2,53 |
3,41 |
1,41 |
начальная скорость, м/с |
410 |
385 |
550 |
340 |
160 |
725 |
Б. Тяжелый (осколочный) снаряд |
||||||
вес, кг |
2,5 |
2,15 |
2,5 |
4,4 |
3,3 |
— |
начальная скорость, м/с |
200 |
250 |
350 |
185 |
190 |
— |
Дальность/угол, м/град. |
2460/30° |
3800/35° |
5000/32° |
2500/31° |
2516/35° |
— |
* на колесах/ на катках
45-мм противотанковая пушка обр. 1932 г.
Проектирование 45-мм ПТП преследовало две цели - увеличить бронепробиваемость пушки, особенно на больших дистанциях, и сделать пушку универсальной, имеющей качества противотанковой и батальонной пушки. 37-мм осколочный снаряд был очень слаб, поэтому было желательно иметь тяжелый 45-мм осколочный снаряд.
4 декабря 1931 г. АУ выдало заводу № 8 опытный заказ на изготовление одного 45-мм ствола для наложения на лафет 37-мм ПТП обр. 1930 г. Сам лафет должен быть взят из валовой партии. Срок выполнения заказа 1 марта 1932 г.
Для 45-мм пушки была изготовлена новая труба. Кожух был сделан из поковки 37-мм пушки. Поковка оказалась коротка, и потребовался дополнительный надульник. Серийные пушки изготавливались уже без надульника. Казенник такой же, как и у 37-мм ПТП.
Таблица 4
Батальонные пушки в РККА на 1 ноября 1936 года
Тип артсистемы |
Наличие орудий |
|||
Годных |
Требующих капремонта |
Учебных |
Негодных |
|
Классические орудия |
||||
37-мм пушки Розенберга |
144 |
18 |
8 |
— |
37-мм пушки Грюзонверке |
142 |
6 |
5 |
— |
37-мм пушки Пюто |
15 |
--- |
--- |
3 |
45-мм гаубицы обр. 1929 г. |
73 |
2 |
2 |
2 |
Клиновой затвор взят также от 37-мм ПТП, только пришлось увеличить лоток — вырез для заряжания. Затвор по прежнему был горизонтальным.