37-мм противотанковая пушка обр.1930 г.
Опытный образец 45-мм ПТП был изготовлен на заводе № 8 и получил заводской индекс 53-К.
После заводских испытаний он был отправлен на НИАП.
За время испытаний в августе — сентябре 1937 г. было сделано 897 выстрелов, из них 184 с бетона. Система была испытана возкой на расстояние 684 км. Испытания стрельбой ПТП выдержала. При возке произошла поломка пружины продрессоривания.
В ноябре 1937 года завод № 8 изготовил опытную серию в 6 штук 45-мм пушек, которые отличались от штатных (обр. 1932 г.):
1) Полуавтоматика затвора работала как при бронебойном снаряде, так и при осколочном, а у обр. 1932 г. только при бронебойном. Это достигалось путем принудительного взвода пружин полуавтоматики в момент выстрела.
2) Введен специальный кнопочный спуск от кнопки, расположенной в центре штурвала подъемного механизма.
3) Введено подрессоривание кривошипно-пружинного типа, впервые осуществленное в СССР в этой системе.
4) Вместо деревянных колес ПТП обр. 1932 г. поставлены автомобильные колеса ГАЗ с ГК. Колесо ЗИК-1 переделано из колеса автомобиля ГАЗ с мелкими изменениями в спицах.
5) Верхний станок представлял собой клепано-сварную конструкцию из листовой стали, а у ПТП обр. 1932 г. верхний станок был литой.
6) Введен новый поворотный механизм.
7) Нижний станок новой конструкции и сварной.
Из шести опытных орудий №№ 1, 2, 3, 4, и 6 были предназначены для войсковых испытаний, а № 5 - для нужд завода. В декабре 1937 года — январе 1938 года эти пушки прошли заводские испытания на полигоне завода № 8.
22 января пушка № 3 (ствол № 0734) с передком Я-3 была отправлена на НИАП, куда прибыла 28 января. В ходе заводских испытаний на заводе из нее было сделано 605 выстрелов. После доставки сотрудники НИАПа разобрали пушку, а потом неправильно собрали, в результате чего часть деталей была приведена в негодность.
В ходе полигонных испытаний на НИАПе было сделано 1208 выстрелов (798 бронебойным и 419 осколочным снарядом).
Скорострельность при обычном (ручном) спуске одинакова у обеих (обр. 1932 г. и обр. 1937 г.) пушек при стрельбе без исправления наводки, а на кнопочном спуске на 13% была выше, чем у обр. 1932 г. при стрельбе бронебойными снарядами и на 6% выше, при стрельбе осколочными снарядами.
За время стрельб было отмечено 16 отказов полуавтоматики, в том числе 3 при осколочных снарядах и 13 при бронебойных. Часть отказов произошла из-за неудовлетворительного качества гильз.
После 281-го выстрела сломался винт инерционного тела полуавтоматики. В целом работа полуавтоматики признана удовлетворительной.
В ходе полигонных испытаний система прошла 2074 км. Скорость возки по булыжнику 30-35 км/час, по шоссе 50-60 км/час, по пересеченной местности (без передка) 15-30 км/час. При возке система была устойчива.
3,7-см немецкая противотанковая пушка РАК-36
В начале 1938 г. были проведены войсковые испытания трех 45-мм пушек 53-К (№№ 1, 2 и 4 опытной серии) с передками Я-3. В испытаниях участвовало 6 тягачей типа «Комсомолец».
Во время войсковых испытаний сделано в среднем 450 выстрелов на ствол, при этом полуавтоматика работала безотказно. В ходе войсковых испытаний произведен пробег Москва — Харьков — Краснодар. После исправления мелких недостатков можно было приступать к валовому производству пушки.
24 апреля 1938 г. 53-К была принята на вооружение под названием «45-мм противотанковая пушка обр. 1937 г.» 6 июня 1938 г. она была передана в валовое производство.
«Сорокапятки» становятся горными орудиями
С введением в состав горнострелковых дивизий батарей 45-мм ПТП встал вопрос о превращении их в горно-вьючные орудия. Первые опыты вьючки 45-мм ПТП обр. 1932 г. были проведены в Среднеазиатском военном округе в 1937 г.