37-мм противотанковая авиадесантная пушка обр. 1944 г. (ЧК-М1)
(см. фото на 3 стр. обложки)
37-мм противотанковая авиадесантная пушка обр. 1944 г. представляла собой уникальную конструкцию почти безоткатной пушки. Безоткатность достигалась во первых за счет мощного дульного тормоза, что характерно для ПТП, а во вторых за счет оригинальной системы, представлявшей собой, грубо говоря, помесь двойного отката с безоткатной пушкой, выполненной по схеме с инертной массой.
После выстрела ствол пушки откатывался на 90—100 мм, а инертная масса (в проекте называется «тяжелым телом») расцепляется со стволом и откатывается назад внутри кожуха на расстояние 1050—1070 мм. Торможение инертной массы происходило за счет трения и сжатия пружины накатника. Им же и производился накат инертной массы до исходного положения.
Внутреннее устройство ствола, боекомплект и баллистика взяты от 37-мм зенитной автоматической пушки обр. 1939 г. Кроме того, специально для этой пушки был создан 37-мм подкалиберный снаряд БР-167П.
Пушка разбиралась на три части: качающаяся часть, станок и щит.
Вертикальное наведение осуществлялось подъемный механизмом, а горизонтальное — плечом наводчика.
Станок двухколесный с раздвижными станинами. Станины имели постоянные и забивные сошники. Щит в походном положении на колесах ставился вдоль движения пушки.
Авиадесантная пушка была спроектирована в 1943 г. в ОКБЛ-46 под руководством Чарнко и Комарицкого (ОКБЛ — ОКБ — лаборатория).
Первая опытная серия пушек была изготовлена на заводе № 79 НКВ и получила индекс ЧК (Чарнко-Комарицкий). Пушка ЧК имела кожух прямоугольного сечения и гидравлический тормоз отката.
На заводе № 79 пушка была модернизирована и получила заводской индекс ЗИВ-2. Пушка ЗИВ-2 имела кожух круглого сечения и гидравлический тормоз отката.
После этого в ОКБЛ-46 произвели еще одну модернизацию пушки, которая получила индекс ЧК-М1. После введения нового более мощного дульного тормоза отпала надобность в гидравлическом тормозе отката, и он был убран. Кожух пушки имел круглое сечение.
Вес систем в положении на колесах : ЧК — 218 кг; ЗИВ-2 — 233 кг; ЧК-М1 — 209 кг.
Сравнительные войсковые испытания всех трех вариантов пушки были проведены весной 1944 г. под Москвой в два этапа. Первый этап, включавший в себя летные испытания, проходил с 26 марта по 2 апреля - на аэродроме у Медвежьих озер на базе отдельной испытательной эскадрильи. Второй этап — стрельбы — проходил на курсах им. Ворошилова с 3 по 18 апреля.
Все три варианта пушки имели легкий подрессоренных ход, предназначенный только для перевозки вручную расчетом пушки. Буксировка пушки автомобилем могла привести к разрушению лафета. Поэтому транспортировку пушки предполагалось производить в автомобилях «Виллис» (1 пушка), ГАЗ-64 (1 пушка), «Додж» (2 пушки) и ГАЗ-А (2 пушки), а также в коляске мотоцикла «Харлей Давидсон». Кроме того, в нештатных ситуациях можно было возить пушку в одноконной тележке.
На войсковых испытаниях от 37-мм пушки отделяли щит и колесный ход, и она ставилась на трубчатую сварную раму (установки «Пигмей»), с которой можно было вести огонь с автомобилей «Виллис» и ГАЗ-64 с углами вертикального наведения от -5° до +5° и углом горизонтального наведения 30°. Остальные автомобили и мотоциклы на войсковых испытаниях использовались лишь для перевозки пушки. Однако позже, в том же 1944 г., к стрельбе был приспособлен и мотоцикл «Харлей Давидсон». На каждую пушку положено два мотоцикла. На одном — пушка, наводчик, заряжающий и водитель. На втором — командир, подносчик и водитель.
Стрельбу можно было вести с ходу с мотоциклетной установки со скоростью до 10 км/час по ровной дороге.
В ходе летных испытаний производилось десантирование пушек в планерах А-7, Г-11 и БДП-2. В каждый планер грузилась одна пушка, 4 человека расчета и боекомплект (в А-7 — 191 выстрел, в Г-11 и БДП-2 — 222 выстрела). Любопытно, что в отчете о летных испытаниях пушка ЧК именуется ЧК-37, ЧК-М1 именуется ЧК-37-М1, зато ЗИВ-2 оставалась под прежним наименованием.
В ходе летных испытаний для парашютирования в самолет ЛИ-2 грузилась пушка, расчет и боекомплект. Условия сброса — высота 600 м, скорость 200 км/час.
При доставке посадочным способом на летных испытаниях использовался бомбардировщик ТБ-3 с мотором М-17, под крылом которого подвешивалось два автомобиля «Виллис» или ГАЗ-64 с установленными на них 37-мм пушками.
Согласно «Временной инструкции по боевому применению 37-мм авиадесантной пушки», изданной в 1944 г., при транспортировке посадочным способом в самолет ЛИ-2 помещалось 2 мотоцикла, 1 пушка и 6 человек, всего 2227 кг, а в самолет С-47 все тоже, плюс еще пушка и патроны, всего 2894 кг.
При парашютировании пушка и мотоцикл размещались на внешней подвеске бомбардировщика ИЛ-4, a расчет и патроны — на ЛИ-2.
В ходе стрельб выяснилось, что бронепробиваемость 37-мм пушки калиберным снарядом на дистанции до 300-500 м не уступает 45-мм ПТП обр. 1937 г.
Кучность стрельбы по щиту бронебойными калиберными снарядами удовлетворительная, а осколочными по местности - неудовлетворительная (большое рассеивание). При стрельбе у пушки ЗИВ-2 разорвало ствол.
По результатам войсковых испытаний комиссия рекомендовала к принятию на вооружение пушку ЧК-М1, так как она проще в производстве и эксплуатации, легче, и не имеет гидравлического тормоза отката.
Пушка ЧК-М1 получила официальное название «37-мм авиадесантная пушка обр. 1944 г.»
В 1944 г. завод № 74 изготовил 290 пушек ЧК-М1, а завод № 79 — 25 пушек. В 1945 г. завод № 79 изготовил 157 пушек, и на этом их производство завершилось. Всего было изготовлено 472 пушки ЧК-М1.
Завершая разговор о противотанковых авиадесантных пушках следует сказать и о конструкциях ЦАКБ (Центрального Артиллерийского КБ), разработанных под руководством Грабина. Среди них была 37-мм авиадесантная пушка С-46, созданная в 1944 г., и 76-мм авиадесантная пушка С-62, созданная в 1944 г. Пушка С-62 имела газодинамический тормоз, расположенный в казенной части. В 1945 г. был создан ее модернизированный вариант С-62-1.
Таблица 35 Данные пушки ЧК-М1
Калибр, мм |
37 |
Длина ствола, клб |
63 |
Угол ВН, град |
-5°;+5° |
Угол ГН, град |
45° |
Толщина щита, мм |
4,5 |
Вес в боевом положении, кг |
209—217 |
Скорострельность, выстр./мин |
15—25 |
Таблица 36 Боеприпасы и баллистика
Снаряд |
БР-167 |
БР-167П |
ОР-167 |
Выстрел |
УБР-167 |
УБР-167П |
УОР-167 |
Вес снаряда, кг |
0,758 |
0,610 |
0,732 |
Взрыватель |
нет |
нет |
МГ-8 |
Вес заряда, кг |
0,210 |
0,217 |
0,210 |
Начальная скорость, м/с |
865 |
955 |
870 |
Таблица 37 Таблица бронепробиваемости
Выстрел |
УБР-167 |
УБР-167П |
||
Угол встречи |
60° |
90° |
60° |
90° |
300 м |
42 |
50 |
72 |
97 |
500 м |
37 |
46 |
65 |
86 |
700 м |
34 |
42 |
53 |
71 |
1000 м |
30 |
36 |
43 |
57 |
1500 м |
23 |
28 |
36 |
46 |
Примечание: Таблица дана по инструкции 1944 года, хотя стрельба 37-мм подкалиберным снарядом на дистанцию 1500 м достойна разве что барона Мюнхгаузена.