Предыдущая Оглавление Следующая

37-мм противотанковая авиадесантная пушка обр. 1944 г. (ЧК-М1)

(см. фото на 3 стр. обложки)

37-мм противотанковая авиадесантная пушка обр. 1944 г. представляла собой уникальную конструкцию почти безоткатной пушки. Безоткатность достигалась во первых за счет мощного дульного тормоза, что характерно для ПТП, а во вторых за счет оригинальной системы, представлявшей собой, грубо говоря, помесь двойного отката с безоткатной пушкой, выполненной по схеме с инертной массой.

После выстрела ствол пушки откатывался на 90—100 мм, а инертная масса (в проекте называется «тяжелым телом») расцепляется со стволом и откатывается назад внутри кожуха на расстояние 1050—1070 мм. Торможение инертной массы происходило за счет трения и сжатия пружины накатника. Им же и производился накат инертной массы до исходного положения.

Внутреннее устройство ствола, боекомплект и баллистика взяты от 37-мм зенитной автоматической пушки обр. 1939 г. Кроме того, специально для этой пушки был создан 37-мм подкалиберный снаряд БР-167П.

Пушка разбиралась на три части: качающаяся часть, станок и щит.

Вертикальное наведение осуществлялось подъемный механизмом, а горизонтальное — плечом наводчика.

Станок двухколесный с раздвижными станинами. Станины имели постоянные и забивные сошники. Щит в походном положении на колесах ставился вдоль движения пушки.

Авиадесантная пушка была спроектирована в 1943 г. в ОКБЛ-46 под руководством Чарнко и Комарицкого (ОКБЛ — ОКБ — лаборатория).

Первая опытная серия пушек была изготовлена на заводе № 79 НКВ и получила индекс ЧК (Чарнко-Комарицкий). Пушка ЧК имела кожух прямоугольного сечения и гидравлический тормоз отката.

На заводе № 79 пушка была модернизирована и получила заводской индекс ЗИВ-2. Пушка ЗИВ-2 имела кожух круглого сечения и гидравлический тормоз отката.

После этого в ОКБЛ-46 произвели еще одну модернизацию пушки, которая получила индекс ЧК-М1. После введения нового более мощного дульного тормоза отпала надобность в гидравлическом тормозе отката, и он был убран. Кожух пушки имел круглое сечение.

Вес систем в положении на колесах : ЧК — 218 кг; ЗИВ-2 — 233 кг; ЧК-М1 — 209 кг.

Сравнительные войсковые испытания всех трех вариантов пушки были проведены весной 1944 г. под Москвой в два этапа. Первый этап, включавший в себя летные испытания, проходил с 26 марта по 2 апреля - на аэродроме у Медвежьих озер на базе отдельной испытательной эскадрильи. Второй этап — стрельбы — проходил на курсах им. Ворошилова с 3 по 18 апреля.

Все три варианта пушки имели легкий подрессоренных ход, предназначенный только для перевозки вручную расчетом пушки. Буксировка пушки автомобилем могла привести к разрушению лафета. Поэтому транспортировку пушки предполагалось производить в автомобилях «Виллис» (1 пушка), ГАЗ-64 (1 пушка), «Додж» (2 пушки) и ГАЗ-А (2 пушки), а также в коляске мотоцикла «Харлей Давидсон». Кроме того, в нештатных ситуациях можно было возить пушку в одноконной тележке.

На войсковых испытаниях от 37-мм пушки отделяли щит и колесный ход, и она ставилась на трубчатую сварную раму (установки «Пигмей»), с которой можно было вести огонь с автомобилей «Виллис» и ГАЗ-64 с углами вертикального наведения от -5° до +5° и углом горизонтального наведения 30°. Остальные автомобили и мотоциклы на войсковых испытаниях использовались лишь для перевозки пушки. Однако позже, в том же 1944 г., к стрельбе был приспособлен и мотоцикл «Харлей Давидсон». На каждую пушку положено два мотоцикла. На одном — пушка, наводчик, заряжающий и водитель. На втором — командир, подносчик и водитель.

Стрельбу можно было вести с ходу с мотоциклетной установки со скоростью до 10 км/час по ровной дороге.

В ходе летных испытаний производилось десантирование пушек в планерах А-7, Г-11 и БДП-2. В каждый планер грузилась одна пушка, 4 человека расчета и боекомплект (в А-7 — 191 выстрел, в Г-11 и БДП-2 — 222 выстрела). Любопытно, что в отчете о летных испытаниях пушка ЧК именуется ЧК-37, ЧК-М1 именуется ЧК-37-М1, зато ЗИВ-2 оставалась под прежним наименованием.

В ходе летных испытаний для парашютирования в самолет ЛИ-2 грузилась пушка, расчет и боекомплект. Условия сброса — высота 600 м, скорость 200 км/час.

При доставке посадочным способом на летных испытаниях использовался бомбардировщик ТБ-3 с мотором М-17, под крылом которого подвешивалось два автомобиля «Виллис» или ГАЗ-64 с установленными на них 37-мм пушками.

Согласно «Временной инструкции по боевому применению 37-мм авиадесантной пушки», изданной в 1944 г., при транспортировке посадочным способом в самолет ЛИ-2 помещалось 2 мотоцикла, 1 пушка и 6 человек, всего 2227 кг, а в самолет С-47 все тоже, плюс еще пушка и патроны, всего 2894 кг.

При парашютировании пушка и мотоцикл размещались на внешней подвеске бомбардировщика ИЛ-4, a расчет и патроны — на ЛИ-2.

В ходе стрельб выяснилось, что бронепробиваемость 37-мм пушки калиберным снарядом на дистанции до 300-500 м не уступает 45-мм ПТП обр. 1937 г.

Кучность стрельбы по щиту бронебойными калиберными снарядами удовлетворительная, а осколочными по местности - неудовлетворительная (большое рассеивание). При стрельбе у пушки ЗИВ-2 разорвало ствол.

По результатам войсковых испытаний комиссия рекомендовала к принятию на вооружение пушку ЧК-М1, так как она проще в производстве и эксплуатации, легче, и не имеет гидравлического тормоза отката.

Пушка ЧК-М1 получила официальное название «37-мм авиадесантная пушка обр. 1944 г.»

В 1944 г. завод № 74 изготовил 290 пушек ЧК-М1, а завод № 79 — 25 пушек. В 1945 г. завод № 79 изготовил 157 пушек, и на этом их производство завершилось. Всего было изготовлено 472 пушки ЧК-М1.

Завершая разговор о противотанковых авиадесантных пушках следует сказать и о конструкциях ЦАКБ (Центрального Артиллерийского КБ), разработанных под руководством Грабина. Среди них была 37-мм авиадесантная пушка С-46, созданная в 1944 г., и 76-мм авиадесантная пушка С-62, созданная в 1944 г. Пушка С-62 имела газодинамический тормоз, расположенный в казенной части. В 1945 г. был создан ее модернизированный вариант С-62-1.

Таблица 35 Данные пушки ЧК-М1

Калибр, мм

37

Длина ствола, клб

63

Угол ВН, град

-5°;+5°

Угол ГН, град

45°

Толщина щита, мм

4,5

Вес в боевом положении, кг

209—217

Скорострельность, выстр./мин

15—25

Таблица 36 Боеприпасы и баллистика

Снаряд

БР-167

БР-167П

ОР-167

Выстрел

УБР-167

УБР-167П

УОР-167

Вес снаряда, кг

0,758

0,610

0,732

Взрыватель

нет

нет

МГ-8

Вес заряда, кг

0,210

0,217

0,210

Начальная скорость, м/с

865

955

870

Таблица 37 Таблица бронепробиваемости

Выстрел

УБР-167

УБР-167П

Угол встречи

60°

90°

60°

90°

300 м

42

50

72

97

500 м

37

46

65

86

700 м

34

42

53

71

1000 м

30

36

43

57

1500 м

23

28

36

46

Примечание: Таблица дана по инструкции 1944 года, хотя стрельба 37-мм подкалиберным снарядом на дистанцию 1500 м достойна разве что барона Мюнхгаузена.

Предыдущая Оглавление Следующая