Гильза и снаряды взяты от 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. Затвор и полуавтоматика взяты полностью от 85-мм танковой пушки обр.1944 г. ЗИС-С-53. Уравновешивающий механизм сделан по типу 76-мм пушки Ф-22.
Опытный образец пушки БЛ-25 был изготовлен заводом № 172, заводские испытания были начаты 6 ноября 1944 г. 16 января 1945 года БЛ-25 поступила на ГАП для проведения полигонные испытания. В ходе полигонных испытаний было сделано 293 выстрела, после чего из-за сдачи подъемного механизма и ряда других неисправностей испытания пушки были прекращены. Обкатка системы не производилась.
Согласно отчету комиссии от 2.04.1945 г. пушка БЛ-25 полигонные испытания не выдержала и требует доработки. Вскоре работы по пушке были прекращены.
85-мм пушка Д-44
85-мм противотанковая и дивизионная пушка Д-44 была спроектирована в КБ завода № 9 («Уралмаш»). Однако опытный образец пушки был изготовлен на заводе № 92 (им.Сталина) и получил сложный индекс ЗИС-Д-44. После испытаний система была доработана на заводе № 9. 8 мая 1945 года пушка ЗИС-Д-44 поступила на Гороховецкий полигон, где 10 мая начались стрельбы. На испытаниях скорострельность пушки оказалась: с исправлением наводки при угле +20° - 15 выстр./мин; при угле 0° - 11-13 выстр./мин; а максимальная скорострельность без исправления наводки 20-22 выстр./мин. Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью - за трактором «Я-12». Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной - 33 км/ час. По проселочной дороге - 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной - 40 км/ час. По асфальтовому шоссе - 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной - 55 км/ час. По бездорожью и пересеченной местности - 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.
Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 полигонные испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Однако после повторных полигонных, а затем и войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44».
Ствол серийной пушки Д-44 состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы.
Дульный тормоз активного типа.
Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.
Тормоз отката гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме под стволом, при выстреле они откатывались вместе со стволом.
Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму.
Подъемный механизм имел один сектор. Поворотный механизм винтового типа.
Уравновешивающий механизм - толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.
![]() |
![]() |
85-мм пушка Д-44 |
Подрессоривание пушки торсионное.
Боевая ось состояла из двух полуосей. Обе полуоси прямые.
Колеса от автомобиля ГАЗ-АА, усиленные с шиной ГК.
Прицельные приспособления: прицел С71-7 (первоначально был панорамный прицел), оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7. Кроме того, могут применяться ночные прицелы: АПН-2 или АПНЗ-7.
Таблица 11 |
|
Серийное производство пушек Д-44 на заводе № 9 |
|
Число орудий |
|
1945 год |
7 |
1946 год |
474 |
1947 год |
1803 |
1948 год |
2006 |
1949 год |
2500 |
1950 год |
2510 |
1951 год |
1508 |
1952 год |
Нет данных |
1953 год |
110 |