СД-66 являлась колесной самоходной пушкой со скоростью движения от 2-х до 65 км/час. Конструктивно она объединяет свойства пушки и автомобиля.
Проект СД-66 был рассмотрен в ГАУ 11 ноября 1957 года. В заключении ГАУ было отмечено, что в проекте не было выполнено требование по обеспечению движения стволом вперед. Однако это оказалось технически сложным и приводило к ухудшению обзора водителя, увеличивало общую высоту системы и т. д. Кроме того, передний и задний мосты жестко закреплены между собой на единой раме. Между мостами нет поперечной гибкости. Такая схема еще не нашла достаточного применения в конструкции повозок, и нет опыта по ее эксплуатации. Можно утверждать, что при такой схеме детали механизмов пушки и трансмиссии будут находиться с точки зрения ударных нагрузок при движении в неблагоприятных условиях.
В принципе ГАУ одобрило проект СД-66 и предложило заводу № 9 изготовить макетный образец установки.
На вооружение система принята не была.
Гладкоствольные противотанковые пушки («Спрут» и «Рапира»)
Первая в мире мощная гладкоствольная противотанковая пушка Т-12 (2А19) [первый индекс дает завод или КБ, а второй, начинающийся 2А... — ГРАУ. Различным вариантам Т-12 ГРАУ дало индексы 2А19-1, 2А19-М] была принята на вооружение Постановлением СМ № 749-311 от 19.07.1961 г. Пушка была разработана и изготовлена на заводе № 75 в г. Юрге.
Таблица 21 Противотанковые и полевые пушки 1943—1957 гг.
Пушки |
БЛ-25 |
ЗИС-С-8 |
ЗИС-Д-44 |
Д-44 |
Д-48 |
БС-3 |
Конструктивные данные ствола |
||||||
Калибр, мм |
85 |
85 |
85 |
85 |
85 |
100 |
Длина ствола полная, мм/клб |
4573/53,8 |
4650/54,7 |
4675/55 |
4685/55,1 |
6290/74 |
5960/59,6 5604/561 |
Длина канала, мм/клб |
4150/48,8 |
_ |
_ |
4146/48,8 |
_ |
5345/53,4 |
Длина нарезной части, мм |
3495 |
3500 |
3500 |
3496 |
4900 |
4625 |
Крутизна нарезов, клб |
25 |
25 |
25 |
25 |
— |
30 |
Число нарезов |
24 |
24 |
24 |
24 |
32 |
40 |
Глубина нарезов, мм |
0,85 |
0,85 |
0,85 |
0,85 |
1,35 |
1,5 |
Ширина нарезов, мм |
7,5 |
7,6 |
7,6 |
7,6 |
5,0 |
5,3 |
Ширина полей, мм |
3,7 |
3,62 |
3,62 |
3,62 |
3,34 |
2,55 |
Вес затвора, кг |
— |
— |
— |
31,6 |
— |
— |
Вес ствола с затвором, кг |
602,5 |
664,6 |
706 |
718 |
1200 |
13453 |
Конструктивные данные лафета |
||||||
Угол ВН, град. |
-8,5+35,5° |
-4,5°+30° |
-7°+35° |
-7°+35° |
-6°+35° |
-5°+45° |
Угол ГН, град. |
54° |
55° |
54° |
54° |
54° |
58° |
Длина отката: |
||||||
нормальная, мм |
880-960 |
850-900 |
600-650 |
580-660 |
до 720 |
1000-1140 |
предельная, мм |
1150 |
960 |
670 |
675 |
730 |
1180 |
Высота линии огня, мм |
880 |
815 |
780 |
825 |
830 |
1010 |
Габариты в походном положении: |
||||||
длина без передка, мм |
7420 |
8050 |
8370 |
8340 |
9195 |
9370 |
ширина, мм |
1735 |
1700 |
1680 |
1680 |
1780 |
2150 |
высота, мм |
— |
— |
1680 |
1420 |
1475 |
1500 |
Ширина хода, мм |
1490 |
1470 |
1430 |
1434 |
1475 |
1800 |
Клиренс, мм |
310 |
270 |
_ |
350 |
360 |
330 |
Диаметр колеса, мм |
800 |
838 |
885 |
940 |
886 |
|
Весовая сводка |
||||||
Откатные части: |
||||||
со стволом, кг |
670 |
770 |
— |
785 |
1265 |
1550 |
Качающаяся часть, кг |
865 |
_ |
— |
920 |
1430 |
1810 |
Щит, кг |
— |
— |
— |
83 |
89 |
— |
Пара колес, кг |
— |
— |
— |
162 |
250 |
280 |
Лафет без орудия, кг |
1018 |
— |
— |
972 |
1250 |
2030 |
Система в боевом положении, кг |
1620 |
1765 |
1630 |
1725 |
2350 |
3650 |
Эксплуатационные данные |
||||||
Скорострельность, выстр./мин с исправлением наводки |
-2 | — | 11—15 | 10—15 | 8—9 | 4—5 |
без исправления |
-2 |
20 |
22 |
20 |
15 |
8—10 |
Время перехода из походного положения в боевое, мин |
около 1 |
около 1 |
около 2 |
1 |
1,5—2 |
|
Скорость возки по шоссе, км/час |
50 |
50 |
50 |
60 |
60 |
50 |
1-с дульным тормозом/без дульного тормоза: 2 - на испытаниях скорострельность не определяли; 3 - без затвора.
Почему же конструкторы вернулись к гладкоствольным пушкам, время которых вроде бы кончилось в 60-х годах прошлого века? Причин тут несколько. Во-первых, вращение снаряда уменьшает бронепробивающее действие струи газов и металла при взрыве кумулятивного снаряда.
Во-вторых в гладком канале можно сделать давление газов намного выше, чем в нарезном и соответственно увеличить начальную скорость снаряда.
В-третьих, существенно увеличивается живучесть ствола - можно не бояться «смыливания» полей нарезов.
В-четвертых, гладкие стволы удобнее для стрельбы управляемыми снарядами, хотя в 1961 г. об этом еще не думали.
Ствол орудия состоял из 100-мм гладкостенной трубы-моноблока с дульным тормозом и казенником, и обоймы. Канал пушки состоял из каморы и цилиндрической гладкостенной направляющей части. Камора образована двумя длинными и одним коротким (между ними) конусами. Переход от каморы к цилиндрическому участку — конический скат. Затвор вертикальный клиновой с пружинной полуавтоматикой. Заряжание унитарное. Лафет для Т-12 был взят от 85-мм противотанковой нарезной пушки Д-48.
Для стрельбы прямой наводкой пушка Т-12 имеет дневной прицел ОП4М-40 и ночной АПН-5-40. Для стрельбы с закрытых позиций имеется механический прицел С71-40 с панорамой ПГ-1М.
В 60-х годах для пушки Т-12 был сконструирован более удобный в эксплуатации лафет. Новая система получила индекс МТ-12 (2А29), а в некоторых источниках именуется «Рапирой». В серийное производство МТ-12 пошли в 1970 году.