Предыдущая Оглавление

Tu_95014.jpg Tu_95015.jpg

«Раскал»

«Хаунд Дог»

Tu_95016.jpg Tu_95017.jpg

«Блю Стил»

Х-20

Сравнительная схема ракеты Х-20 и зарубежных аналогов

Примерно в эти же годы вместе с авиационной компонентой английских ядерных сил ушли в прошлое и ракеты «Блю Стил». Легко заметить, что она разрабатывалась с оглядкой на американский «Раскал» — та же схема «утка», фюзеляж малого удлинения (длина 10,6 м при диаметре миделя 1,72 м) и, главное, применение ЖРД. Конечно, это не была полная копия американского образца — цельноповоротное переднее оперение и оснащенное элеронами крыло размахом 3,94 м имели треугольную форму, так же как и расположенные на хвосте вертикальные поверхности. Для удобства эксплуатации нижний киль складывался набок. В качестве окислителя в жидкостном ракетном двигателе использовалась концентрированная перекись водорода. Двигатель фирмы Бристоль Сидли включал две расположенные друг над другом камеры. Верхняя развивала тягу до 3,6 т, а тяга нижней могла регулироваться в пределах от 0,36 до 3,6 т. Такое дросселирование тяги было принято исходя из необходимости обеспечения продолжительного горизонтального полета после участка разгона и набора высоты. Стартовая масса ракеты составляла 6,8 т. Первоначально предусматривался пуск ракеты при полете носителя — самолета «Вулкан» или «Виктор» — на высоте 15 км с последующим набором «Блю Стилом» высоты 24 км и разгоном до М=2,0. В дальнейшем перешли к пускам на высотах порядка 350 м с последующим полетом ракеты на малых высотах, что привело к резкому уменьшению дальности.

На ракете устанавливалась инерциальная система управления. При выходе в район цели ракета пикировала на нее или, по некоторым данным, поражала ее отделяемой боевой частью.

Разработка началась практически одновременно с К-20, в 1954 г., но завершилась существенно позже — самолеты с ракетами достигли боевой готовности только в 1962 г. Летные испытания проводились достаточно далеко от берегов Альбиона — в Австралии, на полигоне Вумера, где пуски проводились с самолета «Вэлиант».

В дальнейшем прорабатывались усовершенствованные варианты английской ракеты, включая маловысотный (с применением ТРД), вариант с увеличенной вдвое дальностью и вариант с четырьмя прямоточными двигателями, но все они не вышли из проектной стадии.

Сравнение Х-20 с зарубежными «сверстниками» позволяет сделать выводы, довольно часто приводимые при сопоставлении образцов отечественной военной техники с иностранными аналогами:
—  за счет худшего уровня комплектующих, в первую очередь бортовой аппаратуры, Х-20М вдвое тяжелее «Хаунд Дога», имеет значительно меньшую дальность, а также не может применяться в режиме «пустил и забыл»;
—  по скорости и высоте полета, то есть по характеристикам в то время в наибольшей мере влиявших на вероятность прорыва к цели, советская ракета не уступает американскому образцу;
— технические решения, примененные советскими конструкторами, обеспечили создание ударного авиационного комплекса в более ранние сроки без создания дополнительной или значительной перестройки существующей промышленной базы.

В последние годы, в связи с достигнутыми соглашениями по сокращению стратегических вооружений, а также известными экономическими и организационными трудностями была ликвидирована значительная часть самолетов Дальней Авиации. Естественно, что в первую очередь на разделку были направлены еще не перевооруженные на Х-22 Ту-95К. Вместе с ними отошла в историю и первая ракета советских ВВС, предназначенная для поражения стратегических целей — Х-20М.

Примечание. Информация по испытанию первой советской водородной бомбы процитирована по изданию «Советская атомная программа» под редакцией академика Е.А. Негина, Нижний Новгород Арзамас-16, 1995 л

Предыдущая Оглавление