Предыдущая Оглавление Следующая

Однако, не все то золото, что блестит...

Надежность ракет была повышена, но по мере развития средств ПВО авианосных ударных соединений — развертывания палубных самолетов радиолокационного дозора Е-2 «Хокай», сверхзвуковых истребителей-перехватчиков F-4 «Фантом» со скоростью и потолком, существенно превышающими соответствующие показатели Х-20М, массового внедрения зенитно-ракетных комплексов на корабли охранения — вероятность успешного поражения авианосцев даже при использовании мощных ядерных боевых частей Х-20М становилась столь же мала, как и ожидаемая успешность их действий по стационарным целям на Северо-американском континенте.

Еще с 17 апреля 1958 г. для повышения эффективности сверхзвуковых Ту-22 началась разработка комплекса К-22 с ракетой Х-22, летно-технические характеристики которой значительно превосходили соответствующие параметры самолетов американской истребительной авиации. Кроме того, ракета Х-22 разрабатывалась в двух вариантах — помимо «стратегических» Х-22ПСИ, предназначенных как и Х-20М, в основном для поражения стационарных целей, создавалась и Х-22ПГ с радиолокационной головкой самонаведения на цели типа кораблей. Последний вариант ракеты мог оснащаться как ядерной, так и обычной боевой частью.

Исходя из этого 23 июня 1964 г. КБ Туполева поручили создание комплекса К-95, предусматривающего переоснащение Ту-95К с Х-20М на X-22ПГ и Х-22ПСИ. Мало кто мог тогда предвидеть, что реализация этих работ растянется почти на четверть века. Разработка новых ракет с невиданно высоким уровнем летных характеристик оказались очень крепким орешком. Начинать серьезные работы по перевооружению Ту-95К можно было только после сформирования окончательного технического облика ракет и аппаратуры комплекса К-22, а сроки завершения его разработки неоднократно отодвигались. Поэтому, спустя почти десятилетие, потребовалось еще одно поручение правительства и только 13 февраля 1973 г. были вновь официально начаты проектно-конструкторские работы по переоснащению Ту-95К. К этому времени отработка нового ракетного комплекса применительно к носителю Ту-22М близилась к завершению, что позволяло осуществить переоснащение Ту-95К методом «пересадки» соответствующего аппаратурного состава взамен станции ЯД и другого оборудования, связанного с Х-20М.

Параллельно с испытаниями осуществлялось переоборудование Ту-95К. Официально Ту-95К-22 приняли на вооружение в 1987 г., но уже к середине 1991 г. более трех четвертей из оставшихся шести десятков Ту-95К прошла перевооружение. При переоснащении длина фюзеляжного отсека ракетного вооружения была уменьшена с 14,6 до 12 м, что весьма наглядно свидетельствовало о невозможности применения Х-20 с носителя Ту-95К22.

 

Tu_95013.jpg

 Ту-95КД с ракетой Х-20М

К этому времени сошел с арены и американский аналог Х-20 — ракета «Хаунд Дог». Разработка этой ракеты стала следствием прекращения работ по американской сверхзвуковой межконтинентальной крылатой ракете «Навахо». Несмотря на закрытие этой программы в августе 1957 г. было решено на базе созданной как уменьшенной модели «Навахо» экспериментальной ракеты X-10 разработать боевую ракету GAM-77 для вооружения В-52. При виде в профиль новая ракета немного напоминала нашу К-10С — турбореактивный бесфорсажный двигатель Пратт-Уитни J52-P-6 с тягой 3,4 т был установлен, как и на советской ракете, в гондоле под хвостовой частью фюзеляжа. Однако фюзеляж «Хаунд Дог» имел намного меньший мидель — всего 711 мм при длине 12,95 м. Крыло размахом 3,66 м и горизонтальное оперение треугольной формы располагались по схеме «утка». Небольшой киль также имел треугольную форму. Фирма Норт Америкен сумела разработать достаточно точную инерциальную систему управления - так что в отличие от Х-20 боевое применение предусматривалось по принципу «пустил и забыл», дальнейшего сближения носителя с целью не требовалось. Дальность пуска достигала 1140 км, ракета летела к цели на высоте 16 700 м со скоростью, более, чем вдвое превышавшей звуковую. Перед пуском в ракету вводились установки, вырабатываемые системой навигации носителя и астрокорректорами KS-120. Эта аппаратура устанавливалась непосредственно в пилонах подвески ракет, что сводило к минимуму длину оптической связи с бортовой системой управления ракет.

Расположение двух «Хаунд Догов» массой по 4,6 т на наружной подвеске существенно увеличивало аэродинамическое сопротивление, но, с другой стороны, обеспечивало возможность совместной работы двигателей В-52 и ракет на взлете. При наборе высоты двигатели ракет отключались, а их баки дозаправлялись топливом от носителя.

Первый пуск «Хаунд Дога» осуществили с B-52D 23 апреля 1959 г., отстав на год с лишком от советского аналога. С тем же опозданием (к ноябрю 1961 г.) ракеты поступили на вооружение B-52G. Всего было поставлено 593 ракеты — в том числе около 200 в модификации AGM-28A, а остальные в усовершенствованном варианте AGM-28B, для пуска которых применялась модернизированная астросистема KS-140. В качестве носителей могли использоваться самолеты B-52G и В-52Н.

В плане дальнейшего совершенствования в 1971 г. велись работы по вариантам «Хаунд Дога» с системой наведения по рельефу местности типа TERCOM, а 1975 г. - по противорадиолокационной ракете, но все они не получили развития. В 1976  г.  «Хаунд Дог» сняли с вооружения, а решение их задач в дальнейшем возложили на малогабаритные дозвуковые маловысотные ракеты ALCM.

Предыдущая Оглавление Следующая