Испытания доказали не только жизнеспособность конструкции и перспективность заложенных технических идей, но и возможность использования машины в различных условиях, в том числе: городских, соответствующих маршрутным такси, туристско-экскурсионных и пригородных перевозках.
Использование «Юности» для перевозки пассажиров на аэродроме Внуково
Успешный ход испытаний уже реально существующей оригинальной машины изменил к ней отношение руководителей ЗИЛа, сделав их горячими приверженцами нового автомобиля. Быстро оценив достоинства конструкции и большие возможности, которые открывал перед заводом масштабный выпуск ЗИЛ-118, директор ЗИЛ А. Г. Крылов, не дожидаясь окончания испытаний, направил в Госкомитет по автоматизации и машиностроению Совета Министров СССР предложение об оказании содействия в выделении необходимых ассигнований для организации серийного производства семейства легковых автомобилей, в которое наряду с «Юностью» входили перспективные представительские машины ЗИЛ-114 и его укороченный вариант ЗИЛ-117. Главными аргументами в пользу этой программы явились: высокие потребительские качества и широкая унификация моделей по узлам и агрегатам, большое число модификаций и многообразие областей применения. Не менее важным было и то. обстоятельство что «Юность», показанная партийно-правительственному аппарату, получила положительные отзывы. После осмотра ЗИЛ-118, Хрущев который, как известно, был ярым сторонником развития общественного транспорта в Советском Союзе в противовес личному, со свойственной ему прямотой заявил: — «Вот это народный автомобиль». Машина произвела на первое лицо государства весьма благоприятное впечатление и прежде всего новаторским подходом при создании конструкции.
Возможности ЗИЛ-118 при оснащении дополнительным оборудованием и соответствующем устройстве кузова предполагали его использование для экскурсионно-туристских поездок; для обслуживания санаториев, домов отдыха, курортов; для транспортного обеспечения делегаций съездов, конференций, фестивалей и др. массовых мероприятий; для перевозки населения между городом и пригородными пунктами по маршрутам с ненапряженными пассажирскими потоками; в качестве городского маршрутного такси и автомобиля скорой медицинской помощи, наконец под монтаж специального оборудования (кино, радио, телеустановки, передвижные лаборатории различного назначения) и т. д.
Объемы предполагаемого выпуска определялись исходя из существующей потребности в таких автомобилях и экономической эффективности их производства.
Если говорить о потребном количестве, то по данным Главмосавтотранса одной только Москве единовременно требовалось не менее 1000 ЗИЛ-118, а их ежегодное поступление при 5-летнем сроке эксплуатации и окупаемости в течении 2 лет должно было составить 200 единиц. Этот пример позволял судить об общем числе необходимых машин по стране.
В экономическом аспекте необходимо было учитывать, что при изготовлении автомобилей с кузовами вагонной компоновки рентабельным является выпуск свыше 1000 шт. в год. Это объясняется наличием больших наружных относительно плоских и прямоочерченных поверхностей, для формирования которых необходимо оборудование, обеспечивающее предварительное напряжение металлических конструкционных листов. Только при ежегодном изготовлении 2000 единиц окупались затраты не только на организацию собственного формования, повторяющихся деталей кузова — боковых стоек наружных панелей, обрамление окон, дуг крыши, поперечен и т. п., но и оправдывались затраты на металлорежущее, сварочное и окрасочно-сушильное производства.
По вышеназванным причинам на ЗИЛе предполагалось организовать производство 2000 ЗИЛ-118, 300 ЗИЛ-117 и 25 шт. ЗИЛ-114, призванных составить семейство многоцелевых автомобилей.
Для реализации этого проекта было необходимо строительство нового производственного корпуса с общей развернутой площадью 50 тыс. м2, в котором намечалось разместить циклически замкнутое, комплексное изготовление трех моделей легковых автомобилей. Комплектующие кузнечного линейного, деревообрабатывающего производств, электро- и радиооборудование, резинотехнические изделия должны были поступать из других цехов завода, а также по внешней кооперации.
Оперативно, откликаясь на предложения АвтоЗИЛ, уже в сентябре 1962 г. Совмин СССР привлек при решении поставленных вопросов соответствующие государственные планирующие, экономико-финансовые и транспортные организации. Соглашаясь с зиловскими экспертами о экономической целесообразности производства унифицированных легковых автомобилей, было отмечено, что в него могут быть включены: представительские лимузины традиционного типа; служебные автомобили высокого класса типа «Чайка» с двухрядным расположением сидений, с закрытыми и открытыми кузовами; большие городские таксомоторы и автобусы с кузовами вагонной компоновки, выполняющие широкий круг разнообразных функций.
Обращалось внимание на то, что по ориентировочным прогнозам потребный парк таких автомобилей может составить 35—40 тысяч единиц, в том числе - больших городских таксомоторов — 15 тыс., маршрутных таксомоторов — 6—7 тыс., туристических и экскурсионных автобусов — 7—8 тыс., представительских и служебных автомобилей — 2 тысячи штук. Кроме того по предварительной оценке Министерства внешней торговли экспорт таких машин мог составить до 1,5 тыс. единиц в год.
Технические характеристики ЗИЛ-118 «Юность»:
Число мест сидения (без учета места водителя) |
не указано |
Масса в снаряженном состоянии, кг |
3300 |
Полная масса, кг |
4650 |
Распределение нагрузки на дорогу проц. снаряженного/ с полной массой |
|
— через шины передних колес |
60/ 51 |
- через шины задних колес |
40/ 49 |
Максимальная скорость движения с номинальной вместимостью, км/ч, не менее |
120 |
Наименьший радиус поворота, м |
7,5 |
Расход топлива на 100 км пути при движении с полной массой, л |
27,5-27,7 |
Двигатель
Модель |
ЗИЛ-130 |
Тип |
V-образный, карбюраторный, 8-цилиндровый верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра, мм |
100,0 |
Ход поршня |
95,0 |
Рабочий объем, л |
6,0 |
Степень сжатия |
6,5 |
Максимальная мощность, л.с. (квт) при об/мин. |
150 л.с. (110) при 3200 |
Максимальный крутящий момент КГС*М (Н*М) при об/мин |
41 (401,8) при 1800 |
Коробка передач
Гидромеханическая |
|
Коэффициент трансформации гидротрансформатора |
2,45 |
Передаточные числа коробки передач |
|
первая передача |
1,72 |
вторая передача |
1,00 |
задний ход |
2,39 |
Передаточное число ведущего моста |
3,54 |
Размер дисков колес |
6,5L-15 |
Размер шин |
8,90-15 |
Давление воздуха в шинах, кг/см2 |
|
передних |
2,7 |
задних |
2,5 |
Рулевое управление
Передаточное отношение рулевого механизма |
17,5 |
- общее |
224 |
заправочный объём два бака общей емкостью, л 160
Вид топлива бензин А-76
Тормоза
Диаметр тормозных барабанов, мм |
304,5 |
ширина тормозных колодок, мм |
74 |
Напряжение в сети электрооборудования, В 12