АВСТРО-ВЕНГРИЯ
Австрия начала обзаводиться флотом в 1382 г., когда получила во владение город Триест. Впрочем, настоящего военного флота еще долго не было. Лишь в 1719 г. последовал указ кайзера о строительстве боевых кораблей, которое и началось в Триесте в 1725 г. Во время войны с Французской республикой в 1797 г. произошло первое столкновение на море у северных берегов Истрии. Тогда вооруженные австрийские торговые суда во избежание захвата французскими кораблями совершили успешный прорыв в нейтральную Венецию.
После венского мира 1815 г. Австро-Венгрия получила шестисоткилометровый участок восточного побережья Адриатического моря от Венеции до Бара. Достались ей и несколько бывших французских кораблей. Базой флота поначалу была Венеция, а после ее потери в 1848 г. - Триест. Первый военный пароход был построен в 1836 г., а с 1862 г. началось строительство броненосных кораблей. Молодой австрийский флот успешно сражался с датским при о. Гельголанд (9 мая 1864 г. в войне Пруссии и Австро-Венгрии с Данией), а 20 июля 1866 г. одержал блестящую победу при о. Лисса (ныне о.Вис в Республике Хорватия) над значительно более сильным итальянским флотом. Эта победа прославила имя адмирала Тегеттгоффа (Wilhelm Tegetthoff, 1827-1877 гг.) и это был первый эскадренный бой броненосных кораблей. С этого момента Австро-Венгрия, получив господство на Адриатическом море, стремилась вплоть до первой мировой войны его удержать. Единственным противником считался итальянский флот.
Свои корабли, а австрийцы стремились иметь сбалансированный флот из кораблей всех типов, строили из расчета действий только в Адриатике, недалеко от своих баз. Поэтому дальность плавания и скорость не рассматривались в качестве приоритета. Мощное артиллерийское вооружение, рассчитанное и для действия против берегов в помощь своим сухопутным силам, удачно размещалось на броненосцах сравнительно небольшого водоизмещения с малой осадкой.
Военный флот Австро-Венгрии с 1867 г. официально назывался Kaiserliche und Konigliche Kriegsmarine, сокращенно k.u.k.Kriegsmarine. Сокращение k.u.k. всегда ставилось перед званием (например, k.u.k.Admiral) и иногда перед именем корабля. Чаще всего употреблялось, как и у немцев, сокращение SMS - seine Majastet Schiff.
Крупные корабли k.u.k.Kriegsmarine строились на государственной верфи (арсенале) в г. Пола (ныне Пула в Хорватии) и частной: Stabilimento Technico Triestino в г. Триест. Там же изготовлялись и судовые машины. Броню изготовляли заводы в Витковицах и фирмы Шкода в г. Плзень (оба в Чехии). Артиллерию и башни изготовляли заводы Шкода, а также Круппа (Германия).
Главной базой флота была Пола на севере Адриатического моря. В 1904 г. в строю насчитывалось 11 броненосцев, из них Tegetthoff, Erz.Albrecht и Custozza по справочникам этого года считались негодными к активной службе. Три броненосца находились в постройке.
С поражением и развалом Австро-Венгрии к концу первой мировой войны, прекратил свое существование и k.u.k.Kriegsmarine. Красно-бело-красный флаг на кораблях был спущен в 16 часов 45 мин. 31 октября 1918 г. Корабли достались странам-победительницам Антанты и за редким исключением пошли на слом.
Erzherzog Karl |
|||||
Название корабля |
Название верфи |
Дата закладки |
Дата спуска |
Дата ввода в строй |
Судьба корабля |
1. Erzherzog Karl |
Триест |
-.-.02 |
04.10.03 |
-.02.05 |
Башенные Брц., D= 10600 т, Эк. - 748 чел. Машины: тройного расширения, 12 котлов, 2 винта, 15000 (18000) л.с, скорость -20,3-20,8 узлов.
Вооружение: 4x240/40, 10x190/42, 12x70/ 45, 6x47, 0/2 ТА - 457 мм.
Углы обстрела 240-мм орудий - 280°. Дальность стрельбы - 15300 м. Бронирование: броня - крупповская. Главный пояс - 210 мм, палуба - 80/40 мм со скосами, упирающимися в нижнюю кромку броневого пояса. Примечания: Все корабли участвовали в операциях 1914-1919 гг. В 1919 г. числились в югославском флоте. В 1920 г. на переходе в Тулон для сдачи на слом Erzherzog Karl сел на мель вблизи Бизерты. Разобран на месте. Остальные сданы на слом в 1920 г. во Францию и Англию.
Erzherzog Karl, 1905 г., вооружение еще не установлено