Предыдущая Оглавление Следующая

Боевое обеспечение. Как правило самолеты ИА, ИБА, ФБА размещались в железобетонных бункерах с толщиной перекрытия более одного метра бетона и двух метров песка. Каждое укрытие позволяло осуществлять запуск двигателей, выруливать (заруливать), было оснащено централизованным электропитанием, заправкой топливом, газами. Самолеты располагались поэскадрильно в индивидуальных укрытиях на расстоянии один-три километра от ВПП. Время вылета дежурного звена не превышало двух минут, бригады - 10 мин.

Вся мощь авиации и ЗРВ была бы мало полезной, если бы не созданная система подземных ПУ, укрытий, которые выдерживали удары прямого попадания 500 кг авиационных бомб.

Самолеты Ту-16, Ил-14, вертолеты находились в обвалованиях под маскировочными сетками (масками). Наши подразделения прибыли с типовыми сетями зеленого цвета, но оказалось, что приемлемыми могут быть сетки песочного цвета. Эта проблема была быстро разрешена египетским командованием. Для маскировки РЛП, ПУ, УС и т.д. изготавливались персональные сети (маски) применительно к данному участку местности и высокого качества. Все спецавтомобили имели на крышах постоянно закрепленные сети, которые немедленно развертывались на любой остановке (позиции). Было чему поучиться. Высокое качество укрытий, маскировки, оборудование ложных и запасных позиций сохранило десятки жизней.

Аэродромы, ПУ, РЛП, позиции зрдн успешно прикрывались зенитными комплексами «Стрела», «Шилка», ЗСУ-23. «Шилка» - четырехствольный 23-мм комплекс с РЛС был грозой для всех самолетов на малых высотах.

Многие аэродромы защищались комплексами С-75, С-125 (в районах Асуанской, Старой английской плотины, г.Каира - аэростатами воздушного заграждения), зенитными батареями 37-мм, 57-мм пушек. Например, аэродром Алмаза был прикрыт зрдн и несколькими батареями различного калибра. Когда они открывали огонь, КДП аэродрома вибрировал, а на рабочем поле без каски находиться было невозможно. При первых же звуках сирен воздушной тревоги стаи бродячих собак дружно мчались за окраины г. Каира и возвращались только после прекращения стрельбы средств ПВО и сигнала отбоя.

AirEg012.jpg

ЗСУ "Шилка" египетской армии на военном параде

При пролетах F-4 на малых и предельно-малых высотах на сверхзвуковой скорости от ударной волны лопались стекла, люди падали на землю, получая контузию, из носа, ушей текла кровь, подразделения на некоторое время теряли боеспособность.

Для защиты от осколков применялись железобетонные козырьки (как на наших автобусных остановках), а все средства управления на позициях защищались одним-двумя рядами мешков с песком.

Радиолокационное обеспечение осуществлялось РЛП (П-35, П-12, П-15, ПРВ), совмещенных с ПН и развернутых на расстояниях 40-45 км друг от друга в 10-15 км от линии боевого соприкосновения. Во втором эшелоне были развернуты две РЛС П-14. Созданная система, высотность радиолокационного поля нареканий не вызывали. Однако действия авиации Израиля на предельно малых высотах заставили развернуть вдоль канала около 200 постов воздушного наблюдения.

Из-за особенностей подстилающей поверхности (полное отсутствие растительности) или другим причинам дальность обнаружения наших РЛС метрового и дециметрового диапазона оказалась на 5-10% больше, чем в европейской части СССР. В восточном секторе из-за превышения Синайского полуострова над континентом Африки дальность обнаружения низколетящих целей была несколько понижена. Наши РЛС обеспечивали обнаружение и проводку воздушных целей нисколько не хуже РЛС Израиля (AN/TPS-1D, AN/FPS-8, AN/FPS-20 (100), «Диверсите»), а по ряду параметров превосходили их. Отмечались случаи удачного применения радиолокационной системы посадки самолетов РСП-7 для наведения на воздушные цели.

ВВС Египта приобрели несколько дивизионных и полковых комплектов АСУ (ВП-03М и ВП-02М). Их экипажи были в спешном порядке укомплектованы специалистами с высшим образованием и студентами технических вузов. Однако из-за недостаточной подготовки летчиков и расчетов ПУ, боевое применение АСУ, по нашим данным, не осуществлялось. Впоследствии оборудование систем было разукомплектовано. Тягачи ЗИЛ-131 с повышенной проходимостью (автоматикой колесного давления) стали применяться для перевозки по пустыне грузов наличного состава.

С целью дезориентирования операторов, противник непрерывно устраивал различные «маленькие хитрости», например, с линии Барлева запускались воздушные шары с металлизированной поверхностью, имитирующие полеты вертолетов.

Головной болью была охрана, оборона, защита и маскировка РЛП от ударов авиации и диверсионных групп. На их защиту приходилось расходовать много сил и средств вплоть до выделения танковых взводов. Когда пленного летчика спросили почему он атаковал РЛП, а не расположенный рядом КП дивизии, он ответил: «Сначала я должен стукнуть по глазам, а потом по голове». Был случай, когда после удара по одному из РЛП экипажем израильского вертолета был снят блок приемника П-12, что породило слухи об «украденной станции».

Большие сложности возникали при тушении пожаров. После ударов авиации горело все. Табельные средства пожаротушения оказались малоэффективными, поэтому больше применялись подручные: запасы воды, углекислых жидкостей, покрытие аппаратных глинистыми и известковыми растворами и т.д. Пуски по РЛС противорадиолокационных ракет не фиксировались, хотя, по нашим данным, противник имел их некоторое количество - типа «Шрайк» и «Стандарт ARM». Они были применены позже в войне 1973 г.

Эффективность боевых действий во многом зависела от двух составляющих: организации и управления. Для управления авиацией в воздухе в диапазоне УКВ за эти годы было применено несколько вариантов распределения 20 каналов радиосвязи: по секторам боевых действий; по типам самолетов (по 2-4 канала на каждый тип); по пунктам управления. Последний оказался наиболее удачным.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz