Предыдущая Оглавление

В разные годы исследовалась возможность применения на лодочном моторе трехлопастного гребного винта в направляющей насадке для достижения возможно больших скоростей движения и защиты самого гребного винта, приспособление надувных лодок за счет различных устройств к движению в режиме глиссирования с более высокими скоростями при возвращении лодок без нагрузки к исходному берегу, меры по повышению живучести десантных лодок и др.

Десантная лодка А-3 имеет грузоподъемность 3200 кг и вместимость до 30 человек, в том числе 3 человека расчета лодки. Масса полного комплекта без днища - 180 кг. Габаритные размеры лодки в рабочем (транспортном) положении: длина - 6000 мм (2300 мм), ширина - 2300 мм (700 мм), высота (диаметр) борта - 850 мм (500 мм). Лодка имеет отсеки. Скорость движения на веслах - 3...3.5 км/ч. Грузоподъемность парома с верхним строением из подручных материалов в составе двух лодок - 5000 кг, в составе трех лодок - 7000 кг.

Саперная деревянная лодка СДЛ начала разрабатываться в 1932 г., и ее конструкция была рассчитана на изготовление силами войск в качестве резервного десантного средства. Лодка представляла собой досчатую плоскодонную конструкцию, грузоподъемностью 2000 кг. На изготовление одной лодки саперное отделение затрачивало примерно восемь рабочих часов.

Масса лодки - 280...300 кг, а габаритные размеры: длина - 6800 мм, ширина - 1500 мм, высота - 480 мм. Лодка могла вмещать 15 человек вместе с тремя человеками расчета лодки. Скорость движения на веслах по спокойной воде с полной нагрузкой - 4...4,5 км/ч.

Из лодок можно было собирать паромы различной грузоподъемности.

AmfRS035.jpg AmfRS037.jpg
Рис. 19. Десантная лодка НЛ-8 Рис. 20. Лодка НЛ-15

Грузоподъемность парома из двух лодок достигала 2500 кг, из трех лодок - 3500 кг. На этих паромах можно было перевозить как личный состав, так и артиллерийские системы различных калибров.

Опыт боевых действий с форсированием водных преград на Карельском перешейке в декабре 1939 г. выявил недостатки лодки А-3 и особенно ее малую живучесть под огнем противника. Поэтому была создана десантная складная лодка ДСЛ. Масса лодки составляла 160... 180 кг, вместимость - 15 человек, скорость движения на веслах - 5 км/ч, с мотор-веслом MB-180 - 9 км/ч. Обшивка лодки была выполнена из фанерных листов толщиной 4...5 мм на деревянном каркасе с трубчатыми распорками. Размеры лодки с двумя отсеками в рабочем (транспортном) положении : длина - 5500 мм (2900 мм), ширина - 1500 мм (1200 мм), высота - 530 мм (150 мм).

Грузоподъемность парома из двух лодок составляла 2000 кг, из трех лодок - 3000 кг.

AmfRS032.jpg AmfRS033.jpg
Рис. 21а. Лодка СНЛ-8 Рис. 18а  Десантная лодка ДЛ-10
AmfRS036.jpg AmfRS034.jpg
Рис. 21б. Лодка СНЛ-8  18б  подвесной мотор "Циклон"

Лодки ДСЛ хорошо зарекомендовали себя во время Великой Отечественной войны из-за быстроты снаряжения (2...3 мин), возможности подноски к воде на руках, удобства размещения десанта и скорости движения. Вместе с тем прочность лодки и ее грузоподъемность не были приемлемыми при перевозке средних артиллерийских систем и их тягачей.

Поэтому работы по созданию более совершенных и эффективных десантных лодок были продолжены и привели к созданию нескольких новых складных и надувных лодок, из которых следует выделить надувную десантную лодку НДЛ-10 (1952 г.), десантную лодку ДЛ-10 (рис.18 а,б), надувные лодки НЛ-8 (рис.19) и НЛ-15 (1965 г., рис.20) и скоростную надувную лодку СНЛ-8 (рис.21 а,б).

Все перечисленные лодки были рассчитаны на перевозку 8... 15 человек и только лодка ДЛ-10 вмещала 24 человека, поскольку ее грузоподъемность была увеличена до 3000 кг. Это позволило увеличить грузоподъемность паромов, образуемых из этих лодок. При использовании двух лодок грузоподъемность парома достигала 4000 кг, при использовании трех лодок - 6000 кг.

Скорости движения этих лодок с нагрузкой (десантом) лежали в пределах от 4 до 7 км/ч на веслах. При использовании подвесных моторов - от 10 км/ч у лодки НЛ-8 до 14 км/ч у лодки СНЛ-8. У большинства надувных лодок в качестве материала корпуса использовались однослойные или двухслойные прорезиненные ткани на капроновой основе с образованием 5...8 герметичных отсеков.

Предыдущая Оглавление