В США уделялось также много внимания разработке и серийному производству колесных амфибийных машин. Наиболее известны в годы Второй мировой войны были конструкции двух плавающих автомобилей: амфибии 4x4 Ford GPA и амфибии 6x6 GMC-353, спроектированных в очень короткие сроки. Но им предшествовала разработка двух небольших опытных колесных амфибий в середине 1941 г.
Амфибия Ford GPA была создана осенью 1941 г. на базе 0,25 т автомобиля высокой проходимости. Все основные агрегаты и системы автомобиля были скомпонованы в сварном легком водоизмещающем корпусе и дополнены рядом систем и узлов, обеспечивающих движение по воде. К ним относятся: тоннельный гребной винт с расположенным за ним водяным рулем, привод гребного винта, водоотливные насосы, кабестан и др.
Собственная масса амфибии составляла 1595 кг, грузоподъемность — 375 кг, мощность карбюраторного двигателя 44,2 кВт, что обеспечивало удельную мощность машине 22,4 кВт/т. Габаритные размеры амфибии: длина — 4620 мм, ширина — 1625 мм, высота — 1830 мм, дорожный просвет под днищем — 224 мм. Максимальная скорость движения по суше — 90 км/ч, по воде — 8,6 км/ч. Максимальная тяга трехлопастного гребного винта диаметром 360 мм в режиме швартовах — 2,45 кН. Диаметр циркуляции — около 18 м, а относительный диаметр циркуляции, т.е. отношение диаметра циркуляции к длине амфибии, не превышает 3,88 при повороте одновременно передних управляемых колес амфибии и водяного руля, установленного за гребным винтом, на максимальные углы.
Всего было изготовлено более 12000 амфибий этого типа.
Колесная 6х6 амфибия GMC-353, известная как DUKW, была поставлена в серийное производство корпорацией General Motors весной 1942 г. Эта амфибия была выполнена на технологической базе грузового (6x6) автомобиля высокой проходимости GMC, конструкция которого была дополнена водоизмещающим металлическим корпусом, водоходным движителем в виде тоннельного гребного винта с его приводом от коробки отбора мощности и расположенным за винтом водяным рулем с приводом от рулевого колеса машины, водооткачивающими насосами и другими дополнительными устройствами, необходимыми для работы на воде.
![]() |
![]() |
Амфибия Ford GPA |
Амфибия GMC-353 (DUKW) с экранировкой колесных ниш |
В дальнейшем процессе отработки компоновочной схемы амфибии были рассмотрены несколько вариантов взаимного расположения двигателя машины и кабины управления для улучшения наблюдения, с одной стороны, и для увеличения площади грузовой платформы с другой стороны. На начальном этапе создания амфибии выполнили также работы по увеличению скорости движения по воде с 8 км/ч до 10 км/ч за счет более рационального размещения гребного винта в тоннеле, лучшего подбора параметров гребного винта, экранировки колесных ниш и других мер. В результате внесенных улучшений амфибия имела следующие основные технические параметры.
Полная масса — 9105 кг, грузоподъемность — 2350 кг или 25 человек. Длина амфибии — 9450 мм, ширина — 2440 мм, высота — 2690 мм. Экипаж — 2 человека. Двигатель карбюраторный 6-ти цилиндровый мощностью 66,2 кВт при максимальной частоте 2750 об/мин. Двигатель с его обслуживающими системами располагался в передней части корпуса. Трансмиссия механическая с отбором мощности на гребной винт и лебедку, установленных в кормовой части корпуса. Грузовая платформа выполнена в средней части корпуса. Погрузка и выгрузка грузов и людей осуществлялась через борта. Шины размером 11.00-18 с подключением к системе регулирования давления воздуха в них.