В процессе совершенствования амфибии SUPERDUKW фирмой ACF Brill проектировался другой образец экспериментальной плавающей колесной машины, которая получила обозначение ХМ 148 GULL.
Геометрические размеры ХМ 148 были приблизительно на 15 % больше, чем такие же у DUKW. Но основным нововведением было использование стеклопластиковой композиции для изготовления корпуса, которая позволяла исключить коррозию корпуса в морской воде, облегчить ремонт корпусов такого типа и придавать его отдельным элементам сложные криволинейные формы.
Так например, форма носовых обводов корпуса была выполнена в виде ложки для уменьшения сопротивления воды и лучшей всхожести на волну. У амфибий — предшественников форма носовых обводов формировалась плоскими листами.
Другими особенностями стали увеличение мощности двигателя по сравнению с более ранними моделями, открытые колесные ниши корпуса и закрытая кабина, подобная ХМ 147.
Масса этой амфибии после ее постройки оказалась значительно больше расчетной. Превышение было обусловлено многими причинами, которые можно было исключить при проектировании. Например, на амфибии установили очень большую и тяжелую лебедку на непропорциональном основании-фундаменте, а корпус получился очень тяжелым. В результате, после некоторых испытаний было принято решение по прекращению дальнейших работ по этой ХМ148.
Амфибия имела колесную формулу 6x6, грузоподъемность — 4540 кг. Длина по корпусу составляла — 10980 мм, ширина — 1740 мм. Двигатель карбюраторный 6-ти цилиндровый мощностью 220,8 кВт. Максимальная скорость движения по суше — 100 км/ч и запас хода — около 600 км. Максимальная скорость движения по воде — 12,87 км/ч и запас хода примерно — 100 км.
Корпорация GMC, видимо, в эти же годы приступила к разработке новой колесной амфибии ХМ157 DRAKE, которая в начале рассматривалась как 6x6 5 т машина, подобная ХМ147 SUPERDUKW. Однако опыты и испытания амфибий ХМ147 и ХМ148 привели к изменению взглядов и принятию решения о создании амфибии 8x8 с грузоподъемностью 8 т и улучшенными мореходными качествами.
DRAKE имеет много общих с SUPERDUKW элементов, но обладает некоторыми конструктивными особенностями.
Амфибия SUPERDUKW
Машина, например, имеет два карбюраторных двигателя, скомпонованных с их системами в носовой части корпуса. Каждый двигатель имеет свою независимую трансмиссию, причем левый двигатель по ходу амфибии со своей трансмиссией осуществляет подвод мощности к колесам первой и третьей осей, а правый двигатель со своей трансмиссией — к колесам второй и четвертой осей. Каждая трансмиссия включает гидротрансформатор, 6-ти ступенчатую коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку и двухскоростную коробку отбора мощности на водоходные движители - гребные винты.
Два гребных винта диаметром 787 мм имеют в своих приводах карданы равных угловых скоростей, что позволяет поворачивать винты в горизонтальной плоскости для создания поворачивающего момента, изменяющего направление движения амфибии на воде, и убирать винты в нишу кормы корпуса при движении по суше.
Корпус и рама сварные и изготовлены из алюминиевого сплава.
Упругие элементы независимой подвески колес, выполненные в виде пневматических баллонов, позволяют несколько подтягивать колеса к корпусу для уменьшения сопротивления воды и увеличения скорости движения по воде. При этом они выступают ниже днища корпуса на 380 мм.
Проведенные испытания показали хорошую подвижность и проходимость по сравнению с такими же качествами амфибий ХМ147 и DUKW.
Этому способствовала более совершенная централизованного система регулирования давления воздуха в шинах, которая делала возможным изменять давление воздуха более, чем в четыре раза в зависимости от условий движения.
При работе на воде амфибия показала лучшую маневренность, чем у предшествующих машин, но была отмечена некоторая рыскливость при движении на прямых курсах. Максимальная скорость движения по воде также оказалась выше, чем у более ранних образцов.
К недостаткам ХМ157 следует отнести усложнение конструкции из-за использования двух двигателей и двух трансмиссий, что привело к увеличению объемов технического обслуживания машины. Например, для обслуживания двигателей необходимо было демонтировать кабину.
![]() |
![]() |
Плавающий трехосный автомобиль ХМ148 Gull |
Амфибия ХМ157 DRAKE |