Роторно-винтовые движители успешно применяют в качестве эффективных водоходных движителей на амфибиях, предназначенных для эксплуатации преимущественно на слабых грунтах и на воде. Впервые движитель такого типа был предложен в самом начале 19 века как судовой движитель для одного их пароходов. Этот тип движителя также является универсальным и обеспечивающим достаточно большой водоизмещающий объем. Основной недостаток - невозможность движения по твердым поверхностям любого типа, включая дороги с твердыми покрытиями и без них/
Амфибия фирмы Крайслер RUC была спроектирована со следующими техническими параметрами: полная масса - 6,01 т, удельная мощность 46,5 кВт/т, длина и ширина амфибии - 6147x4267 мм, диаметр ротора - 991 мм, длина ротора - 5486 мм, максимальная скорость движения по воде - 27,8 км/ч.
Большая скорость движения этой амфибии по воде обусловлена высокой удельной мощностью и отсутствием контакта с водой корпуса, расположенного выше плоскости ватерлинии. При этом дорожный просвет под корпусом превышает диаметр роторов на 254 мм без учета высоты лопастей ротора, которая на этой амфибии равна 241 мм. Относительное удлинение двухзаходного ротора составляет 5,54, а шаг лопастей - около 3,9 м.
Скорости движения этой амфибии по воде (27,8 км/ч), по болоту (32 км/ч) и по снегу (33 км/ч) мало отличаются друг от друга, и это не встречается среди других амфибий с иными типами универсальных движителей.
Стремление еще более улучшить круглогодичную опорную и профильную проходимость машин высокой проходимости, в том числе и амфибийных, привело к созданию сочлененных машин, состоящих из двух-трех секций и оснащенных очень широкими гусеницами. Из других конструктивных особенностей сочлененных машин следует отметить две следующие: во-первых, моторная установка устанавливается на одном из звеньев, и ее мощность с помощью специального привода распределяется между всеми гусеницами звеньев, во-вторых, сцепные устройства звеньев позволяют не только передавать крутящий момент от одного звена к другому, но и поворачивать звенья с помощью гидроприводов на достаточно большие углы относительно друг друга в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Возможность изменения взаимного положения звеньев существенно повышает профильную проходимость, а также обеспечивает изменение направления движения машин на суше и на воде.
Первой из машин сочлененного типа, созданной после Второй мировой войны, была изготовленная в Канаде фирмой Canadair Limited в 1957 г. двухзвенная гусеничная машина RAT. Положительные результаты испытаний этой машины привлекли внимание к сочлененным машинам в других странах, климатические и почвенные условия которых были близки к канадским - США, Швеции и СССР.
В США, кроме использования канадских сочлененных машин, например транспортера CL91 Dynatrac (в США индекс ХМ571), были сконструированы и изготовлены несколько образцов сочлененных амфибийных машин, некоторые из них были рассмотрены выше.
Американская фирма Wilson Nuttall Raimond Ingineering (WNRE) в 1957 г. создала свой первый двухсекционный гусеничный транспортер Polecat 1, образованный из двух транспортеров М29 Weasel с сохранением большинства стандартных агрегатов этой машины. Двигатель был установлен в задней секции, а привод на гусеницы передней секции осуществлялся стандартными карданными передачами, которые проходили через шарнирное соединение в сцепке секций. Поворот машины производится с помощью двух гидравлических цилиндров, размещенных в горизонтальной плоскости. Испытание этой машины в различных грунтовых условиях показали, что ее технические параметры улучшены по сравнению с исходными данным транспортера М29. После некоторой доработки части агрегатов по результатам испытаний был создан новый сочлененный гусеничный транспортер Polecat M941. В 1959 г. он был принят на вооружение армии США в качестве скоростного транспортера высокой проходимости для перевозки личного состава в Гренландии, где он с успехом эксплуатировался в течение многих лет.
![]() |
![]() |
![]() |
|
Двухсекционный гусеничный транспортер Polecat 1 и схема его поворота |
![]() |
![]() |
Двухсекционный плавающий сочлененный транспортер Polecat Mark 1 «Terrapin» на суше и на воде |