Движение по воде обеспечивается работой одноступенчатого водометного движителя с диаметром четырехлопастного рабочего колеса 425 мм. Корпус водовода движителя съемный, в своей нижней части крепится болтами к углублению днища корпуса машины, в котором установлена съемная защитная решетка входного окна водовода. В задней части корпус водовода герметизирован уплотнительным кольцом. Вал рабочего колеса водомета проходит внутри трубы водовода, которая исключает наматывание травы и водорослей на вал рабочего колеса и уменьшает турбулентность воды, подходящей к рабочему колесу. К переднему торцу трубы крепится картер редуктора водомета. За рабочим колесом к заднему торцу водовода крепится конусный насадок, внутри которого размещены вместе с задним обтекателем лопатки спрямляющего аппарата, предназначенные для повышения КПД струи водомета за счет ее раскручивания.
Выходное окно водомета при движении по суше закрывается броневой заслонкой; при движении по воде закрытие заслонки приводит к направлению воды в каналы заднего хода и созданию тяги заднего хода или тормозной силы на воде.
Для управления бронетранспортером на воде используются передние управляемые колеса машины и водяные рули, расположенные в коробе агрегата управления машиной на плаву. При движении машины на плаву задним ходом, когда броневая заслонка водомета полностью закрыта, в одном из каналов заднего хода заслонка канала с помощью рычажного привода перекрывает этот канал и выброс воды осуществляется через другой канал, заслонка которого открыта. Выбрасываемая через щелевидные бортовые отверстия вода создает дополнительный поворачивающий момент, который суммируется с моментом сил, создаваемых на повернутых управляемых колесах. При этом следует учитывать, что из-за малой скорости заднего хода на плаву гидродинамические силы на повернутых управляемых колесах незначительны, поэтому основная величина поворачивающего момента создается с помощью агрегата управления машиной на плаву. Радиус циркуляции машины на плаву при движении передним ходом составляет 5 м.
БТР-80А
БТР-80
Схема компоновки БТР-80
1 — редуктор лебедки; 2 — передний карданный вал привода лебедки; 3 — карданный вал привода колесного редуктора; 4 — колесный редуктор; 5 — задний карданный вал привода лебедки; 6 — карданный вал привода третьего моста; 7 — промежуточный карданный вал; 8 — передний карданный вал привода водометного движителя; 9 — промежуточная опора; 10 — коробка передач; 11 — задний карданный вал привода водометного движителя; 12 — сцепление; 13 — редуктор водометного движителя; 14 — вал рабочего колеса;
15 — двигатель; 16 — рабочее колесо; 17 — четвертый мост; 18 — задний карданный вал привода четвертого моста; 19 — промежуточная опора; 20
— третий мост; 21 — передний карданный вал привода четвертого моста; 22 — раздаточная коробка; 23 — карданный вал привода второго моста; 24 — второй мост; 25 — задний карданный вал привода первого моста; 26 — промежуточная опора; 27 — передний карданный вал привода первого моста; 28
— первый мост