Предыдущая Оглавление Следующая

К концу 1940 года уже собрана промышленная партия ГАЗ-61-73 - легковых вездеходов для высшего командного состава Красной Армии. Этими машинами пользовались видные военачальники: К.Е. Ворошилов, С.К. Тимошенко, Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, С.М. Буденный и другие.

AvGra009.jpg AvGra010.jpg

Преодоление препятствия (бревно диаметром 370 мм) на автомобиле ГАЗ-61-40

Подъем на ГАЗ-61-40 по лестнице. Культбаза автозавода в Стригинском бору

Они были необычайно популярны в армии, за ними буквально охотились. Но был нужен более простой и дешевый легковой вездеход для среднего командного звена. Нарком В.А. Малышев в январе 1941 года вызвал к себе уже хорошо ему известного инженера Грачева и, показывая фото американского «Бантама», приказывает — «сделать так!». Слов нет — «Бантам» хорош. У нас тогда ничего подобного не было. Но ведь он сделан давно, очень давно по тем стремительным временам — полгода назад. Грачев так не может. Он должен сделать лучше. Он никогда и никому не подражал — всегда хватало своих идей, причем хороших. Так, буквально за два месяца силами всего нескольких человек появился первый наш армейский «джип» ГАЗ-64, по сложившейся уже традиции превосходящий «Бантам» в динамике и проходимости. К концу лета он уже выпускается, пусть пока по обходной технологии.

Война. Нужны и очень срочно тысячи новых боевых изделий, в том числе и броневики, более совершенные, чем делались раньше. В январе 1942 года уже готов оригинально скомпонованный легкий пулеметный бронеавтомобиль БА-64 на шасси ГАЗ-64. В апреле 1942 года за создание этой бронемашины, а также ГАЗ-61 Грачеву присуждена Сталинская премия.

Броневик в массовом производстве поступает в войска. Для оказания им технической помощи в освоении новой бронетехники Грачев часто посещает районы боевых действий. Время спрессовано до предела. Нечеловеческое напряжение сил — духовных и физических. Завод бомбят. И тем не менее до сентября 1944 года построено 9 модификаций бронеавтомобиля, противотанковый реактивный снаряд ССК, колесная 76-мм самоходная пушка ГАЗ-68, опередившая время и сейчас сохраняющая свою актуальность, 5 образцов легковых вездеходов, один из которых — знаменитый ГАЗ-67, выпускался до 1953 года и получил широкое распространение и признание. В итоге — орден Трудового Красного Знамени, во время войны им награждали редко. Она уже шла к победному концу и страна думала о послевоенном строительстве. 

AvGra011.jpg

При попытке преодолеть брод глубиной 720 мм вода залила свечи, двигатель не заводился. При снятом ремне вентилятора ГАЗ-61-40 преодолевал брод глубиной до 800 мм.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz