Предыдущая Оглавление Следующая

Во время войны боевые зарядные отделения торпед и неконтактных индукционных мин снаряжались только смесью ТГА. Именно такой смесью снаряжались и мины АМД. Для обеспечения взрыва под наиболее жизненными частями корабля мины снабжались специальным устройством, задерживающим взрыв на 4 секунды с момента начала работы программного реле. Батарея мины из шести элементов питала всю электросхему, имела выходные напряжения 4,5 или 9 вольт, ее емкость составляла 6 ампер-часов.

AvSeM004.jpg AvSeM005.jpg

Донная мина АМД-500

Донная мина АМД-500 подвешена под ИЛ-4

Парашютная система мины состояла из основного парашюта площадью 29 м2, тормозного (площадью 2 м2) и стабилизирующего, механизма сбрасывания для крепления и отделения парашюта от мины, прибора КАП-3 (часовой механизм и анероид для отделения стабилизирующего парашюта от мины и раскрытия парашютов на заданной высоте).

В 1942 году разработали новый вариант мины АМД-2-500 с двухканальным взрывателем. Для экономии емкости источников энергопитания между индукционной катушкой и гальванометрическим реле включили усилитель, который вступал в работу только при поступлении сигнала от дежурного акустического канала, свидетельствующего о появлении сигнала от корабля. Подобная схема исключала возможность срабатывания индукционного взрывателя, имевшего высокую чувствительность, под воздействием магнитных бурь, поскольку он был обесточен.

Мина АМД-2-500 снабжалась уже приборами срочности и кратности. Первый предназначался для приведения мины в боевое состояние по истечении определенного времени, а второе устройство позволяло производить установку на подрыв мины после определенного количества пропусков целей или же по первой цели после прихода мины в рабочее состояние. Установки срочности и кратности производились при подготовке мин к применению и в воздухе изменяться не могли.

Подобные устройства применялись на поступавших из Англии минах A-IV и A-V. Основное отличие электросхемы мины A-V от мины A-IV состояло в том, что она имела двухимпульсную работу схемы и прибор кратности был заменен на прибор срочности. Двухимпульсность схемы обеспечивалась не электромеханическим путем, а введением в схему конденсатора двухимпульсности. Через 10-15 с мина приходила в готовность к срабатыванию от второго импульса. Срок годности мины определялся тем, что прибор срочности периодически через 2-6 мин подключался к батарее. Срок годности мины составлял 6-12 месяцев.

Приборы срочности и кратности существенно повышали противотральную стойкость мин, одновременно защищая их от одиночных взрывов и серии. Защитный канал, срабатывая под действием сотрясения, испытываемого корпусом мины при близком взрыве, отключал от схемы акустический и индукционный каналы, и мина не реагировала.

Мина АМД-2 проходила испытания на Каспийском море с декабря 1942 по июль 1943 г. и после некоторых доработок в январе 1945 г. принята на вооружение в вариантах АМД-2-500 и АМД-2-1000. Их по некоторым соображениям считали лучшими, но в Отечественной войне не применяли. За разработку мин Скворцов, Будылин и другие удостоились Государственных премий.

Работы по дальнейшему усовершенствованию неконтактных мин продолжались, причем старались использовать их с различными комбинациями взрывателей.

Представляет несомненный интерес сравнить разработки ВМС США этого периода с отечественными. Наиболее известны два образца мин: Мк.ХIII и Мк.ХII мод. 1.

Первая мина беспарашютная, неконтактная, индукционная, донная. Имеет корпус с неотделяемым стабилизатором. Вес мины 455-480 кг, взрывчатого вещества — 300-310 кг. Диаметр корпуса — 0,5 м, длина — 1,75 м. Максимальная высота сбрасывания — до 425 м, допустимая скорость — 230 км/ч. Схема взрывателя — двухимпульсная с возможностью увеличения до 9, кратность — до 8 циклов.

Необычное состоит в том, что мина может применяться и как бомба. В этом случае ограничений по высоте сбрасывания нет. И еще одно оригинальное решение — индукционная катушка мины амортизирована и не соединена с ее корпусом. В электросхеме не используются конденсаторы. После того, как в приводнившейся мине растают две таблетки, срабатывают два гидростата (глубина постановки 4,6—27,5 м). Первый запускает часы предохранительного прибора, а второй — досылает запальный патрон в запальный стакан. Через некоторое время запитывалась электросхема и мина приводилась в боевое состояние.

Мина Мк.ХII разрабатывалась для подводных лодок, а ее модификация Мк.ХII мод. 1 —для самолетов. Это донная неконтактная парашютная мина длиной 3,3 м, диаметром 0,755 м, весом 755 кг, заряд взрывчатого вещества (тротил) — 515 кг, минимальная высота применения — 91,5 м. Обращают на себя особенности: американцы решили не тратить время на исследования и максимально использовали немецкие разработки. В конструкции широко применяются часовые механизмы, чтобы быстрее инициировать заряд взрывчатого вещества детонаторы расположили поперек него, мину снабдили надежной каучуковой амортизацией, что вызывало нарекания из-за большого расхода каучука. Мина оказалась чрезвычайно дорогой в производстве и обходилась в 2600 долларов (стоимость Мк.ХIII — 269 долларов). И еще одна немаловажная особенность мины: она являлась универсальной и могла применяться как с подводных лодок, так и с самолетов. Это достигалось тем, что парашют являлся самостоятельной деталью и крепился к мине с помощью болтов. Парашют мины круглый, площадью 28 м2 с полюсным отверстием, снабжался вытяжным парашютом. Он укладывался в цилиндрическую коробку, прикрепленную парашютным замком немецкого образца.

AvSeM006.jpg

Бомбардировщик ИЛ-4 готовится к взлёту с миной АМГ-1

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz