Предыдущая Оглавление Следующая

Под воздействием ЭДС, наводимой в индукционной катушке мины при прохождении над ней корабля, возникает ток, и электрическая схема готовится к приему импульса гидродинамического поля корабля. Если его импульс в течение расчетного времени не подействовал, то по окончании цикла работы схема мины приходит в исходное боевое положение. Если мина получала импульс гидродинамического поля меньше расчетной продолжительности, то схема приходила в исходное положение; если воздействие было достаточно продолжительным, то отрабатывался холостой цикл или производился подрыв мин (в зависимости от установок). Мина снабжалась также прибором срочности.

Действие парашютной системы мины, сброшенной с высот, превышающих 500 м, происходит в следующей последовательности. После отделения от самолета выдергивается чека парашютного автомата КАП-3 и вытягивается стабилизирующий парашют, на котором мина снижается с вертикальной скоростью 110-120 м/с до 500 м. На этой высоте анероид КАП-3 освобождает часовой механизм, через 1-1,5 с парашют с кожухом отделяются от мины и одновременно выталкивается камера с тормозным и основными парашютами. Тормозной парашют раскрывается, вертикальная скорость снижения мины уменьшается, вступает в работу часовой механизм, из чехлов извлекаются и раскрываются основные парашюты. Скорость снижения уменьшается до 30-35 м/с.

При постановке мины с минимально допустимой высоты парашютный кожух от мины отделяется на меньшей высоте, а вся система срабатывает так же, как и при постановке с больших высот. Парашютные системы мин ИГДМ и АМД-2М аналогичны по конструкции.

Авиационная якорная неконтактная мина «Лира» поступила на вооружение в 1956 году. Она выполнена в габаритах бомбы ФАБ-1500, снабжена трехканальным акустическим неконтактным взрывателем, а также четырьмя контактными взрывателями. Неконтактный взрыватель имел три приемника акустических колебаний. Дежурный приемник предназначался для постоянного прослушивания и по достижении определенной величины сигнала включал в работу два других канала; защитный и боевой. Защитный канал с ненаправленным акустическим приемником блокировал цепь срабатывания неконтактных взрывателей. Акустический приемник боевого канала имел острую характеристику, направленную к поверхности воды. В случае превышения уровня акустического сигнала (по величине тока) над уровнем защитного канала реле замыкало цепь запального устройства, и происходил взрыв.

Неконтактные взрыватели подобного типа в дальнейшем использовались в других образцах якорных и донных мин.

Мина могла устанавливаться на глубинах от 25 до 25 м, на заданное углубление от 2 до 25 м, всплывая с грунта (петлевой способ).

AvSeM010.jpg

Мина "Серпей", подготовленная к подвеске под самолет Ту-14Т

Донная неконтактная мина «Серпей» (столь необычным названием она обязана ошибке машинистки при перепечатке, мина должна была назваться «Персей») также выполнена в габаритах бомбы ФАБ-1500 и предназначена для постановки самолетами и кораблями в районах моря с глубинами от 8 до 50 м. Мина снабжена индукционно-акустическим взрывателем, использующим магнитное и акустическое поля движущегося корабля.

Постановка мины с самолета производится при помощи двухступенчатой парашютной системы. Стабилизирующий парашют вытягивается сразу после отделения от самолета, по достижении высоты 1500 м автомат КАП-3т раскрывает тормозной парашют. После приводнения и отработки предохранительных устройств схема взрывателя приходит в боевое состояние.

В результате проведенных работ удалось существенно повысить противотральную стойкость мин.

Главный конструктор мины Ф.Н. Соловьев.

AvSeM011.jpg

Мина «Лира»

AvSeM012.jpg

Разрез авиационной якорной неконтактной мины «Лира»

1 — якорь; 2 — барабан с минрепом; 3 — баллистический наконечник; 4 — часовой механизм; 5 — электрическая батарея; 6 — неконтактный взрыватель; 7 — парашют; 8 — контактный взрыватель; 9 — приемник защитного канала; 10 — приемник боевого канала; 11 — приемник дежурного канала; 12 — прибор самоликвидации; 13 — заряд взрывчатого вещества; 14 — запальное устройство

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz