Предыдущая Оглавление Следующая

ЭЛЕМЕНТЫ ХОДОВОЙ ЧАСТИ БТР-152

BT152053.jpg

Задняя подвеска (вид сбоку)

BT152054.jpg

Передняя подвеска
1 — масленка; 2 — палец отбойной втулки; 3 — отбойная втулка; 4 — палец рессоры; 5 — распорная втулка; 6 — опорный ролик рессоры; 7 — передний кронштейн рессоры; 8 — рессора; 9  — резиновый буфер рессоры; 10  — тяга амортизатора; 11 — рычаг амортизатора; 12 — накладка рессоры; 13 — стремянка рессоры; 14—хомутик рессоры; 15 — амортизатор; 16 — задний кронштейн рессоры

BT152055.jpg

Схема расположения карданных валов
1 — карданный вал переднего моста; 2 — основной карданный вал; 3 — промежуточный карданный вал; 4 — промежуточная опора; 5 — карданный вал заднего моста; 6 — карданный вал среднего моста

Разработка новых советских многоколесных БТР началась в 1957—1958 гг. и велась фактически на конкурсной основе в обстановке творческого энтузиазма — новые коллективы, порой с ярко выраженными амбициями, новые взгляды, новые возможности. К началу 60-х годов, кроме ЗИЛ-153, были построены восьмиколесные образцы горьковской «сороконожки» ГАЗ-49, рубцовского колесно-гусеничного объекта «19» (скорее БМП), мытищенского «560», кутаисских «1015Б» и «1020Б».

Оригинальные и, несомненно, эффективные конструкторские решения имели все эти машины (ГМП, бортовые схемы трансмиссий, гидропневматические подвески, передние и задние управляемые колеса, качающиеся колесные редукторы, алюминиевая броня и др.), но, в конечном счете, победило горьковское ОКБ — их БТР был более подвижным, надежным, удобным и главное — хорошо технологически отработанным и сравнительно недорогим. К тому же у них «за спиной» стоял гигантский, хорошо оснащенный завод с весьма квалифицированными кадрами, способными еще со времен войны сделать все, что потребуется — быстро и хорошо.

С конца 1961 года новый основной плавающий БТР-60П (ГА3-49) стал в нарастающих количествах поставляться в мотострелковые подразделения, бронетанковые войска и части морской пехоты Советской Армии.

Тем не менее, более дешевые и простые в эксплуатации БТР-152 всех индексов сохраняли свою армейскую «нишу». Они неплохо вписались в реалии современных Вооруженных Сил, безотказно служили в разных качествах еще много лет, в том числе как учебные и в системе МВД (вплоть до БТР первых серий). Их последние модификации были сняты с вооружения только в 1993 году. Такое долголетие вполне закономерно — машина, что бы потом ни говорили, была выдающейся, особенно если вспомнить, в какое время и при каких обстоятельствах она была создана.

BT152056.jpg

БТР-152К1

Боевая биография БТР-152 также весьма богата. Они успели повоевать во многих региональных конфликтах, в том числе и в ожесточенных по своему характеру сражениях. Ближний Восток и Юго-Восточная Азия, Африка и Восточная Европа — такова география армейской службы прославленного бронетранспортера. Машина получила хорошую репутацию благодаря своей надежности, неприхотливости, подвижности и приспособленности для выполнения различных функций. Современные БТР невозможно представить без влияния, которое на них оказал БТР-152.

Фото для статьи предоставили: АМО ЗИЛ и Ю. Дородонов.

Схемы и рисунки выполнили В. Нестеренко, В. Васильев и М. Муратов.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz