Предыдущая Оглавление Следующая

BT152052.jpg

БТР-60ПА (1963 год)

В это время уже неперспективный, но еще нужный армии, хорошо отработанный, вполне надежный и удобный в боевом применении БТР-152В1 по плану специализации автомобильного производства передавался на только что образованный для выпуска «закрытой» техники Брянский автозавод (БАЗ). Передача техдокументации началась с 1959 года, в мае ее завершили, а уже летом на БАЗе построили из поставленных ЗИЛом агрегатов первые брянские БТРы. С августа 1960 г. началась их устойчивое серийное производство, хотя фактически это была только сборка. Бронекорпуса по-прежнему поставляла Выкса, агрегаты трансмиссии и ходовой части — ЗИЛ, как и силовую установку. Впоследствии двигатель и КПП стали приходить с Кутаисского автозавода (КАЗ), хотя уже не того качества.

Кроме БТР-152В1, на БАЗе выпускали, кроме единичных БТР-152И, только модификации «152К1» (с крышей), «152С1» (машина управления) и «152Ю1» (экспорт), но в сумме немного — до 70 в месяц. Конструкторские работы по их совершенствованию уже практически не велись, да и особой необходимости в этом не было. Кстати, и делать их фактически было некому— Н.И. Орлов в 1963 году ушел работать главным специалистом в Госкомитет. Оставалось только сопровождение серийного производства, взятое на себя немногочисленными конструкторами БАЗа. Доработки и поставки комплектующих агрегатов отслеживало «Бюро внешних заказов».

Основные параметры бронетранспортеров типа ЗИЛ-152 основных модификаций (по ТУ)

Модель \Параметры

БТР-152

БТР-152В

БТР-152В1

БТР-152К

БТР-Э152В (экспер.)

Год выпуска

1960

1955

1958

1958

1957

Колесная схема

1-2

1-2

1-2

1-2

1-1-1

Боевая масса с экипажем и десантом, кг

8600

8950

8950

8950

8764

Вместимость: экипаж

2

2

2

2

десант

17

17

17

13

-

Длина, мм

6550

6830

6830

6830

6594

Ширина, мм

2320

2320

2320

2320

2400

Высота по корпусу, мм

2000

2050

2050

2350

2329

Колесная база, мм

3840

3880

3880

3880

Средн. 4526

База задней тележки, мм

1120

1120

1120

1120

Средн. 2198

Колея передних колес, мм

1660

1742

1755

1755

1886

Колея задних колес, мм

1660

1720

1750

1750

1860

Клиренс под мостами, мм

285

295

295

295

345

Угол въезда, град.

50°

35°

35°

35°

43°

Угол съезда, град.

31°З1'

35°

35°

35°

51°

Радиус поворота шин, м

10,1

10...11

11

11

I — 12/14 II — (7,25)

Мощность двигателя в л. с. при частоте вращения

110

110

110

110

117

3000 мин-1

3000 мин-1

3000 мин-1

3000 мин-1

3000 мин-1

Передаточные числа в раздаточной коробке:

I

2.44

2.44

2.44

2,44

2,44

II

1,245

1,245

1,395 или 1,44

1,395 или 1,44

Передаточное число главной передачи

6,667

7,6

6,667

6,667

7,6

Размер шин

9,00—20"

12,00—18"

12,00-—18"

12,00—18"

14,00—18"

Скорость максимальная, км/ч

75

70

70

70

52.9

Запас хода по шоссе, км

600

780

780

780

-

Вооружение

пулемёт СГМ

пулемёт СГМБ

пулемет СГМБ

без вооружений

без вооружения

Созданные еще на ЗИЛе модификации «152В2», «152К2», «152С2» — с более совершенным двигателем «152ФМ», с однодисковым сцеплением, синхронизированной КПП и с РК от ЗИЛ-157К делать не стали — машина «сходила».

На БАЗе БТРы указанных модификаций производились до конца 1962 года. Последние сдавали еще в начале 1963 года. Всего их там выпустили 2520. Под конец уже были трудности с реализацией — армия переходила на новый БТР-60П. Выручал экспорт. В частности, удалось «пристроить» крупную партию в Индонезию, Африка была «завоевана» еще раньше. Всего же два завода за 13 лет выпустили 12421 серийных «152-х» не менее 14 модификаций.

В середине 50-х годов и разработчикам, и заказчикам стало ясно, что классическое трехосное шасси с неразрезными мостами и с рессорно-балансирной подвеской задней тележки как основа БТР исчерпало свои возможности. После освоения шин больших сечений с регулируемым давлением все остальные мероприятия, кроме разве самоблокирующихся межколесных дифференциалов, которые были внедрены только на ГАЗе, мало что давали. 

Новые, очень высокие требования к бронетранспортерам II послевоенного поколения можно было выполнить на принципиально иных, гораздо более сложных, но и более эффективных схемах, решениях и конкретных агрегатах. К ним относятся, кроме уже внедренных сверхэластичных шин больших диаметров с регулируемым давлением, равномерное или близкое к нему расположение шести или восьми колес по базе при управляемых четырех колесах (и с возможностью движения без одного или двух колес), резко возросшие суммарные мощности силовых агрегатов с целью получения удельной мощности изделия не менее 18—20 л.с./т, многоступенчатые трансмиссии с большими силовыми диапазонами, самоблокирующиеся межколесные дифференциалы, колесные редукторы, увеличивающие клиренс до 450-500 м, независимые подвески всех колес с большими ходами, ГУ рулевых управлений, герметичные тормоза, закрытые корпуса с гладкими днищами, способные держать машину на плаву, водоходные движители (предпочтительнее водометы), башенная установка легких и тяжелых пулеметов с возможностью вести зенитный огонь, бронекорпуса с большим наклоном утолщенных до 15-20 мм лобовых и бортовых листов, противоатомная защита экипажа и десанта (наличие фильтровентиляционных установок), возможность авиатранспортировки (погрузочная масса — не более 9 т). К тому времени за рубежом уже появились и даже были приняты на вооружение многоколесные бронетранспортеры соответствующей весовой категории, полностью отвечающие новым, во многом аналогичным требованиям.

Предыдущая Оглавление Следующая